Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Рельсовая битва. Харьковчане судятся с горсоветом за трамвай

Реконструкція вулиці Весніна, серпень 2022 року. Фото: Сергій Козлов/KHARKIV Today
Активисты попробуют доказать, что реконструкция Веснина была незаконной.

Харьковчане требуют вернуть трамвай на улицу Веснина. Суд начал рассмотрение дела по иску трех активистов против горсовета. Представители мэрии не показывают документы, на основе которых выполняли строительные работы. Истцы подозревают, что их вообще нет.

В начале мая 2022 года, когда Харьков ежедневно обстреливали из всех видов вооружения, на улице Веснина уже кипели строительные работы - то снимали трамвайные рельсы. Ни петиции Терехову, ни обращение к президенту Украины не остановили ликвидацию трамвайного пути — в октябре движение по Веснина восстановили, но уже без трамваев.

Документов не дают.

Трое харьковчан - Алексей Свид, Ирина Кравченко и Павел Храмов — объединили усилия, чтобы заставить мэрию провести реконструкцию улицы Веснина и вернуть на нее трамвай. По мнению активистов, рельсы с улицы сняли "пиратским способом" — без разрешительных документов. Само решение о демонтаже пути было противоправным, считают истцы, потому что проходила реконструкция под видом ... ремонта водопровода. Но фактически это была реконструкция, потому что проезжая часть изменила вид. Это означает, что горсовет должен был провести общественные обсуждения, прежде чем что-то делать на Веснина, а если их не было, то реконструкцию можно считать незаконной.

Первое судебное заседание состоялось 28 июня. Еще тогда адвокат истцов Андрей Кломийцев подал ходатайство: истребовать у городского совета все договоры с подрядчиками и техническую документацию.

"Иск касается в том числе несоответствия этой реконструкции Генплану города, ведь по Генеральному плану эта трамвайная колея там должна быть", — рассказала KHARKIV Today истица Ирина Кравченко.

суд
Представники міськради (праворуч) не надають документи. Фото з групи "За трамвай на Весніна"

Ни на второе, ни на третье заседание представители юридического департамента городского совета никаких документов не принесли. В судебном зале они объясняли, что направили запросы в другие департаменты горсовета, но не получили от них ответа, а также сами не до конца поняли, какие именно документы нужны истцам. Защитники трамвая считают, что чиновники умышленно затягивают заседание, кроме того, вероятно, разрешительные документы есть не все. Ведь когда ремонтные работы начинались, Харьков фактически находился в зоне боевых действий, активные граждане не так пристально отслеживали нарушения со стороны горсовета, как сейчас, потому что были заняты волонтерской деятельностью. 

Харьковский окружной административный суд повторно обязал горсовет предоставить документы, а также решил привлечь в качестве третьего лица Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля — именно эта организация должна следить за тем, чтобы все работы в городе проводились в соответствии с Генеральным планом. Следующее заседание должно состояться 23 августа.

Город без трамвая

Борьба харьковчан за трамвай на Веснина продолжается уже третий год. Здесь проходил 26-й маршрут, очень популярный, потому что он соединял Индустриальный район и Салтовку с центральной частью города. Он проходил по улицам, достаточно удаленным от метро, так что для многих харьковчан был безальтернативным.

В феврале 2021 года директор департамента инфраструктуры Сергей Дульфан объявил о начале реконструкции на улице Веснина. Планировалось расширить проезжую часть, но трамвай оставить, правда, только одну колею, на которой обещали организовать реверсивное движение.

"Мы полностью будем расширять дорогу от Сумской до Веснина включая трамвайные пути", — заявлял тогда Терехов.

В то время уже началось строительство виадука возле станции метро "Киевская", в горсовете уверяли, что в связи с этим надо расширить и Веснина, чтобы там не образовалось узкое место с постоянными пробками. Тогда же в Харькове появилось общественное объединение "За трамвай на Веснина", активисты проанализировали перспективы существования маршрута с одной колеей и пришли к выводам, что такой трамвай будет неэффективен и предложили горсовету альтернативное решение, которое предусматривало две трамвайные колеи. Летом на встрече с активистами Игорь Терехов пообещал - ни одна трамвайная линия больше не исчезнет с карты города.

штадлер
У Харкові планували випускати трамваї Stadler. Фото: Сергій Козлов/KHARKIV Today

"Никто убирать маршруты трамвайные не намерен. Наша основная задача сегодня — обновлять парк трамваев, чем мы и будем заниматься", — пообещал городской голова во время предвыборной кампании.

Осенью даже планировался выпуск трамваев непосредственно в Харькове: в мэрии заявили о намерении швейцарской компании Stadler построить в городе два завода по выпуску трамваев. Тендер на расширение Веснина отменили в конце 2021 года из-за недостатка денег.  А потом началась война, и в мэрии будто забыли про собственные планы и обещания, и начали убирать трамвайные рельсы под канонаду "Градов" и "Ураганов". В сентябре 2022 года под обстрелом погиб один из рабочих, который в это время работал на дороге. 

Последние полтора года трамваи в Харькове уничтожали не только чиновники, но и россияне. От обстрелов в Салтовском депо сгорело более сотни трамваев, а также крупнейший в Европе ремонтный трамвайный цех. О восстановлении речь не идет — сейчас в горсовете уже даже не обещают развивать трамвайные маршруты. На последней сессии в июле мэр Игорь Терехов говорил о планах массово закупить электробусы.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.