Город для машин или людей. Какой будет транспортная система Харькова после войны
Во время полномасштабной войны Харьков потерял под обстрелами почти все трамвайные депо и половину трамвайных вагонов. Большинство поврежденных автобусов и троллейбусов удалось восстановить. Пока в горсовете не планируют восстанавливать трамвайную сеть — покупают электробусы.
До войны в Харькове было четыре трамвайных пассажирских депо и одно грузовое. Сейчас осталось только одно.
Вышли из строя 8% троллейбусов и половина трамваев
Харьков постепенно теряет трамвайную сеть, и этот процесс, похоже, необратим. Он начался задолго до войны. Уже в 2012 году износ трамваев в Харькове составил 92-94% в зависимости от депо, и это с учетом того, что накануне Еврочемпионата по футболу в 2012 году парк городского транспорта немного обновили за счет трамваев из Чехии, но погоды они не сделали. "Трамвайный дрифт" стал городской легендой.
"Износ фондов просто фантастический. Это все добро нуждалось в замене еще до большой войны. Во время войны стало еще хуже. В Харькове было четыре трамвайных пассажирских депо и одно грузовое. Сейчас осталось одно-единственное. Было три троллейбусных депо и четвертое строилось на Салтовке, а сейчас осталось всего два депо. Там очень раздолбанный асфальт, и эти троллейбусы просто погибают на этих ямах", — рассказал эксперт в области электротранспорта Артем Сосипатров.
По состоянию на 2012 год в Харькове насчитывалось 258 трамваев, но уже тогда на маршруты выходили менее сотни. Весной 2023 года из них на ходу осталось чуть больше 60. Большинство вагонов сгорело в Салтовском депо, в основном в первые две недели войны, когда россияне били по предприятию из "Градов" и минометов и сбрасывали на него авиабомбы.
С троллейбусами и городскими автобусами ситуация намного лучше.
"Троллейбусов уничтожено 7-8%, было больше, но сейчас неходовых единиц именно столько. Это показатель постоянно меняется, некоторые троллейбусы мы отремонтировали, они постепенно выходят на маршруты. Муниципальных автобусов пострадало еще меньше, а вот трамваев осталось мало", — ответил на вопросы KHARKIV Today заместитель начальника сектора электротранспорта городского департамента инфраструктуры Владимир Матяс.
Теперь в горсовете делают ставку на электробусы — не менее 150 штук.
Останется ли трамвай?
Сейчас в муниципалитете в очередной раз разрабатывают новую транспортную модель Харькова. В очередной раз, потому что таких попыток было несколько. Первую мэрию заказала Харьковскому автодорожному университету еще в 2006 году. Ученые выполнили первый этап работ, но затем новый городской голова Михаил Добкин отменил финансирование. Затем у ХНАДУ была еще одна попытка разработать транспортную модель города — здесь уже заказчиками выступили немецкие инвесторы. Но результаты этой работы так и не были обнародованы.
Сейчас в мэрии в очередной раз принялись за разработку схемы. Обещают, что Харьков будущего будет городом для людей, а не машин.
"Мы хотим отказаться от автоцентричности города, чтобы он был более приятным для туристов и харьковчан. Не будет больше таких реконструкций, когда вместо двух автомобильных полос делается пять и образуется такая взлетно-посадочная полоса, где машины могут сильно разгоняться и сбивать людей. Мы это понимаем, потому что каждый день в городе ДТП", — говорит Владимир Матяс.
Пока действия городских властей, к сожалению, не подтверждают благие намерения. Яркий пример — уничтожение трамвайного пути на улице Веснина под видом ремонта водопровода. Хотя только за полгода до этого Игорь Терехов обещал горожанам: ни одна трамвайная линия больше не исчезнет с карты города. Сейчас Владимир Матяс уверяет: в городе будет реорганизация, а не ликвидация трамвайных маршрутов. Многие, по его словам, уже неактуальны, потому что ведут, например, от крупных предприятий к центру, но предприятия не работают и трамвай не пользуется спросом. В планах горсовета — продолжить такие маршруты в густонаселенные микрорайоны. О восстановлении трамвайного пути на Веснина, к сожалению, речь не идет.
Незадолго до войны хотели покупать и новые трамвайные вагоны. Остановили выбор на швейцарских трамваях Stadler. Завезли экспериментальный образец и он неплохо себя показал.
"Я был водителем того трамвая. Трамвай себя очень неплохо показал, потому что его можно было эксплуатировать на наших рельсах. Мы ездили тогда по трем маршрутам — по первому, третьему и 12-му маршруту, там было хуже всего, потому что было самое плохое состояние пути", — вспоминает Матяс.
Этот трамвай до сих пор остался в Харькове. Он пострадал во время обстрелов и не может ездить, а о закупке новых сейчас речь не идет, потому что именно эти Stadler собирались покупать в Беларуси, где работает дочернее предприятие швейцарского завода. Альтернативы пока еще не рассматривают.