Бюджет Харьковской области на 2022 год принят. Проголосовали 100 депутатов
Объем областного бюджета 2022 года составит 6 миллиардов 824 миллиона 882 тысячи гривен.
21 декабря на девятой сессии Харьковского областного совета восьмого созыва приняли областной бюджет на 2022 год. "За" проголосовали 100 депутатов. Вр. и. о. главы Харьковской обладминистрации Александр Скакун, представляя бюджет, просил его поддержать.
"Самый важный вопрос — утверждение бюджета на 2022 год. Не менее важный вопрос — утверждение Программы развития Харьковской области на 2022 год. Кроме того, важна роль Программы цифровой трансформации и Повышения уровни безопасности дорожного движения на 2022-2025 годы", — отметил временно исполняющий обязанности главы Харьковской областной государственной администрации Александр Скакун.
Вопрос "Об областном бюджете Харьковской области на 2022 год" озвучил директор департамента финансов Харьковской областной государственной администрации Сергей Овсянников.
"Выносится проект областного бюджета на 2022 год. Этот бюджет — базовый, учитывает требования Бюджетного кодекса об оплате труда сотрудников бюджетных учреждений и оплату энергоносителей, которые потребляются бюджетными учреждениями. Расходы на текущее содержание этих учреждений, мероприятия отдельных социальных программ, капитальные расходы по объектам жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы для выполнения первоочередных работ с начала года, в том числе в рамках программы "Большое строительство", — сказал Овсянников.
Согласно проекту, доходы областного бюджета без учета трансфертов на 2022 год составят 4 миллиарда 277 миллионов 552 тысячи гривен, в том числе по общему фонду — 4 миллиарда 30 миллионов 359 тысяч гривен, по специальному фонду — 247 миллионов 193 тысячи гривен.
Самым весомым источником доходов в общий фонд является налог на доходы физических лиц. Здесь учитывали повышение минимальной зарплаты с 1 января 2022 года до 6500 гривен, с 1 октября — до 6700 гривен. Таким образом, поступления налога на доходы физических лиц прогнозируют в размере 3 миллиарда 198 миллионов 941 тысяча гривен. По словам Овсянникова, это на 500 миллионов больше, чем в базовом варианте бюджета 2021 года.
Значительными источниками формирования ресурсов областного бюджета, кроме налога на доходы физлиц, называют налог на доход предприятий (316,4 миллиона гривен), рентную плату (413,3 миллиона гривен), плату за административные услуги (78 миллионов гривен), поступления от арендной платы за пользование имуществом коммунальной собственности (4,8 миллиона гривен).
Какие расходы учтены в бюджете на 2022 год:
- на сферу образования предусмотрены расходы в сумме 2 миллиарда 346 миллионов 204 тысячи гривен. Средства пойдут на содержание 74 учреждений;
- на сферу охраны здоровья Украины направят 925 миллионов 800 тысяч гривен. Эти средства выделяются для 51-го заведения охраны здоровья (оплата энергоносителей, содержание медучреждений, приобретение лекарственных и дезинфицирующих средств, выплата денежной помощи сотрудникам заведений охраны здоровья, которые заболели коронавирусом);
- на сферу социальной защиты и обеспечения запланированы расходы в сумме 694 миллиона гривен. На программы в сфере соцобеспечения пойдут 639 миллионов 200 тысяч гривен. Деньги направляют на содержание 19 бюджетных учреждений;
- на социальные программы в сфере молодежной политики выделили 20,5 миллиона гривен. Это реализация мероприятий в сфере молодежной политики и обеспечение финансирования пяти бюджетных учреждений;
- на содержание четырех областных заведений и проведение мероприятий по вопросам социальной защиты детей направлено 34,1 миллиона гривен;
- на культуру и искусство расходы предусмотрены в сумме 271,3 миллиона гривен. За счет этих средств будут содержаться 12 заведений культуры и предоставляться финансовая поддержка заведениям искусства;
- на физическую культуру и спорт — 254,5 миллиона гривен. На эти деньги будут содержать семь бюджетных учреждений и поддерживать украинские общественные организации физкультурно-спортивной направленности;
- на содержание областного бюджета — 45 миллионов гривен (заработная плата и текущее содержание);
- на программы направят 1 миллиард 935 миллионов гривен. Это — программа развития дорожного хозяйства Харьковской области (849 миллионов гривен), комплексная программа "Здоровье Слобожанщины" (538 миллионов гривен), программа экономично-социального развития (170 миллионов гривен), культуры и туризма (164 миллиона гривен), социальной защиты населения (92 миллиона гривен), развития физической культуры и спорта (84,5 миллиона гривен).
Как сообщил Сергей Овсянников, объем областного бюджета 2022 года по доходам и расходам будет составлять 6 миллиардов 824 миллиона 882 тысячи гривен. Резервный фонд — 50,9 миллиона гривен.
"Этот бюджет является сбалансированным, позволит своевременно начать бюджетный год по новым социальным стандартам, учтенными в государственном бюджете Украине на 22-й год. Обеспечить финансирование социальной сферы, предоставление населению региона необходимых социальных услуг и очередные расходы на отдельные местные программы, которые действуют в области", — пояснил Овсянников.
Депутат Харьковского облсовета Сергей Чернов отметил: за последние три года финансирование неприбыльных коммунальных медучреждений увеличилось. В 2020 году выделяли из областного бюджета 600 миллионов гривен, в 2021 — 874,7 миллиона гривен, на следующий год заложили 925,8 миллиона гривен. Чернов поинтересовался динамикой финансирования таких учреждений Национальной службой здоровья Украины.
"Почему есть такая динамика на увеличение финансирования? Уменьшается ли количество пакетов НСЗУ, которые предоставляются нашим коммунальным предприятиям? Если это будет продлено, через три года у нас не будет бюджета развития", — сказал Чернов.
Заместитель главы Харьковской областной государственной администрации Михаил Черняк подтвердил увеличение финансирования, однако пояснил это объективными причинами. В частности, когда нужно было решать вопрос с контрактированием НСЗУ, в департаменте охраны здоровья ХОГА не было руководителя, а приходили "случайные люди".
"Действительно есть увеличение, но есть объективная составляющая. На 20-й год планировалось большое переходное финансирование, это был первый год, когда наши коммунальные заведения заработали по прямым договорам с НСЗУ. И на то время мы планировали провести ряд оптимизационных вопросов, в том числе по структуре, заведениям охраны здоровья. Но по объективным-субъективным причинам это не произошло, и начали эти конкретные действия в 2021 году, когда начали объединять, например, туберкулезную службу. Исходя из этого у нас есть уже наработки. Фактически с 18-го года у нас департамент разрушался и больше года фактически случайные люди выполняли обязанности руководителя департамента. В последние месяцы нам удалось работу эту систематизировать", — пояснил Черняк.
Черняк заверяет, что по оптимизации системы охраны здоровья удалось наработать конкретные вещи, однако критичным остается вопрос медицинского менеджмента: руководители коммунальных некоммерческих заведений до сих пор не осознают, что стали предприятиями, а не бюджетными учреждениями.
"Сегодня мы отработали этот вопрос с Министерством и отработаем с НСЗУ с тем, чтобы они понимали, что такое предприятие и проводили в соответствие свои поступления и расходы", — отметил Черняк.
Те заведения охраны здоровья, у которых пока нет контракта с НСЗУ, продолжат полностью финансировать из областного бюджета.
Как писал KHARKIV Today, общий объем областного бюджета на 2021 год, который приняли 24 декабря 2020 года, составил 5,8 миллиарда гривен, что оказалось на 0,5 миллиарда меньше, чем годом ранее. Собственные средства области — чуть больше 3 миллионов, остальное — субвенции из государственного бюджета. Основная часть средств пошла на выплату зарплат, энергоресурсы, социальные обязательства.