Бесплатный транспорт. Как долго Харьков может удержать проезд без оплаты?
Сделать проезд в общественном транспорте навсегда бесплатным пообещал городской голова Игорь Терехов. Впрочем, эксперты транспортной отрасли считают, что из-за подорожания электроэнергии, роста средней заработной платы и износа подвижного состава "коммунизм" не будет длиться долго.
Харьковчане пользуются бесплатным проездом в метро, трамваях, автобусах и троллейбусах почти три года, а точнее — с мая 2022 года, когда общественный транспорт возобновил работу. Это позволяет работающим людям экономить часть бюджета — до полномасштабного вторжения ежедневный проезд только на метро в обе стороны стоил 480 гривен в месяц. Но у бесплатного транспорта есть подводные камни, которые могут наконец разрушить всю транспортную инфраструктуру Харькова.
Вынужденная мера или "фишка Харькова"?
Бесплатный проезд появился в Харькове в то время, когда город едва функционировал из-за постоянных обстрелов. Работу метро и наземного транспорта удалось восстановить только в мае 2022-го, когда Силы обороны изгнали оккупантов от Окружной дороги до Липцев. В те времена бесплатного в Харькове вообще было много: горожанам разрешили не платить счета за коммунальные услуги, каждый день где-то раздавали гуманитарную помощь.
Сначала пришлось отказаться от бесплатной коммуналки: уже в июне 2022 года в мэрии стало ясно, что это может привести к коллапсу. Постепенно гуманитарные наборы остались только у частных благотворителей. Сейчас из бесплатного остаются только проезд и обеды: их раздают по всем районам города шесть дней в неделю, кроме воскресенья, по 36 000 порций в сутки.

"Я хочу, чтобы мы сохранили бесплатный проезд для харьковчан, просчитываем все возможные варианты. Для нас это важно, это фишка, которая есть в Харькове. Мы будем его сохранять, пока у нас есть такая возможность", — пообещал 7 марта 2025 года мэр Игорь Терехов в интервью "1+1".
Сугубо теоретически город сможет удерживать транспорт бесплатным некоторое время, потому что все расходы коммунальных предприятий сейчас компенсируются из бюджета. То есть, проезд не бесплатный — харьковчане все равно платят за него, но не напрямую, а налогами в бюджет.
"Конечно такой социализм можно устроить и после войны: порезать другие расходы бюджета, минимизировать инфраструктурные имиджевые проекты, реконструкции и сделать имиджевую историю именно с бесплатного проезда", — отмечает KHARKIV Today соучредитель "Харьковского антикоррупционного центра" Евгений Лисичкин, проведший немало расследований бюджетных расходов горсовета.
По его словам, уже сейчас бюджетные расходы по компенсации бесплатного проезда составляют 11,2% бюджета города. В преддверии 2025 года депутаты выделили 2,4 млрд. грн и в течение года почти на каждой сессии будут прибавлять еще. В дальнейшем эти расходы будут только расти, а это значит, что деньги заберут с ремонта домов, дорог и того же подвижного состава.
Кроме того, при текущем финансировании невозможно обеспечить перевозки, отвечающие потребностям пассажиров. Вечером в выходные дни можно ожидать электричку в метро до 20 минут, а если человеку нужно перейти на другую ветку, то нужно закладывать 40 минут только на ожидание. Метрополитен в Харькове уже не самый быстрый транспорт. Наземный транспорт курсирует с большими паузами.
Если до войны метрополитен работал до полуночи, сейчас дверь закрывается в 21:30. То есть работники сферы обслуживания, часто уезжающие с работы после 22:00, уже не могут воспользоваться привилегией бесплатного проезда.
Где брать новый транспорт?
Предложение Игоря Терехова оставить транспорт бесплатным навсегда вызвало бурную полемику в соцсетях. Аргументы "за": это уникальное предложение Харькова удерживает людей в городе, иначе они уже перебрались бы в более безопасные регионы Украины.
Аргументов против больше. Позволяя бизнесу платить меньше пассажирам метро и трамваев, коммунальные предприятия не могут сами предложить достойную оплату труда работникам. Например, в "Харьковском метрополитене" на официальном сайте предлагают работникам Службы пути следующую оплату труда:
Еще одно усложнение: постоянное удорожание электроэнергии.
"Сейчас бюджет Харькова дотируется, и у нас есть возможность выделять эти деньги. В дальнейшем это будет зависеть от цен на электроэнергию, она будет расти, и это напрямую влияет на стоимость общественного транспорта. Поэтому в краткосрочной перспективе удержать бесплатный проезд возможно, но в будущем такая модель нежизнеспособна", — рассказал эксперт в сфере урбанистики KHARKIV Today, руководитель общественной организации "Харьков для людей" Павел Храмов.
Есть проблема подвижного состава: инфраструктура сильно пострадала от бомбежек и обстрелов. Разрушено крупнейшее трамвайное депо, Салтовское, и его до сих пор не восстанавливали. Город потерял 70% коммунальных автобусов, 50% трамваев и более 25% троллейбусов. Все три года вторжения Харькову помогают международные партнеры, передали почти 50 автобусов, около 30 трамваев. Но возможности партнеров не бесконечны.
"Нам нужно обновлять подвижной состав. Сейчас Харькову передают бесплатные автобусы и троллейбусы, они не могут служить вечно. Их срок службы — 15 лет, и отдали их нам после 15 лет эксплуатации, прокатятся они еще лет 10 максимум и превратятся в металлолом.
К тому же, трамваи из Европы заканчиваются: ЕС переходил на низкопольный транспорт, а старый списывали, но их там осталось не так много", — объясняет Павел Храмов.
Те же 11% из бюджета город тратил на транспортную отрасль и раньше, но это были инвестиции в развитие: строили новые станции метро, заменяли подвижной состав, покупали новые автобусы и ремонтировали рельсы. Сейчас эти деньги проедаются, между тем вагоны метро, трамваи с троллейбусами и вся инфраструктура постепенно изнашивается.