Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Бесплатный транспорт. Как долго Харьков может удержать проезд без оплаты?

Фото: Костянтин Чегринский/KHARKIV Today
Ежегодно город тратит более 11% бюджета на "бесплатный" проезд в метро, ​​трамваях и троллейбусах.

Сделать проезд в общественном транспорте навсегда бесплатным пообещал городской голова Игорь Терехов. Впрочем, эксперты транспортной отрасли считают, что из-за подорожания электроэнергии, роста средней заработной платы и износа подвижного состава "коммунизм" не будет длиться долго.

Харьковчане пользуются бесплатным проездом в метро, ​​трамваях, автобусах и троллейбусах почти три года, а точнее — с мая 2022 года, когда общественный транспорт возобновил работу. Это позволяет работающим людям экономить часть бюджета — до полномасштабного вторжения ежедневный проезд только на метро в обе стороны стоил 480 гривен в месяц. Но у бесплатного транспорта есть подводные камни, которые могут наконец разрушить всю транспортную инфраструктуру Харькова.

Вынужденная мера или "фишка Харькова"?

Бесплатный проезд появился в Харькове в то время, когда город едва функционировал из-за постоянных обстрелов. Работу метро и наземного транспорта удалось восстановить только в мае 2022-го, когда Силы обороны изгнали оккупантов от Окружной дороги до Липцев. В те времена бесплатного в Харькове вообще было много: горожанам разрешили не платить счета за коммунальные услуги, каждый день где-то раздавали гуманитарную помощь.

Сначала пришлось отказаться от бесплатной коммуналки: уже в июне 2022 года в мэрии стало ясно, что это может привести к коллапсу. Постепенно гуманитарные наборы остались только у частных благотворителей. Сейчас из бесплатного остаются только проезд и обеды: их раздают по всем районам города шесть дней в неделю, кроме воскресенья, по 36 000 порций в сутки.

метро
Харьковский метрополитен возобновил работу 24 мая 2022 года. Фото: Сергей Козлов/KHARKIV Today

"Я хочу, чтобы мы сохранили бесплатный проезд для харьковчан, просчитываем все возможные варианты. Для нас это важно, это фишка, которая есть в Харькове. Мы будем его сохранять, пока у нас есть такая возможность", — пообещал 7 марта 2025 года мэр Игорь Терехов в интервью "1+1".

Сугубо теоретически город сможет удерживать транспорт бесплатным некоторое время, потому что все расходы коммунальных предприятий сейчас компенсируются из бюджета. То есть, проезд не бесплатный — харьковчане все равно платят за него, но не напрямую, а налогами в бюджет.

"Конечно такой социализм можно устроить и после войны: порезать другие расходы бюджета, минимизировать инфраструктурные имиджевые проекты, реконструкции и сделать имиджевую историю именно с бесплатного проезда", — отмечает KHARKIV Today соучредитель "Харьковского антикоррупционного центра" Евгений Лисичкин, проведший немало расследований бюджетных расходов горсовета.

По его словам, уже сейчас бюджетные расходы по компенсации бесплатного проезда составляют 11,2% бюджета города. В преддверии 2025 года депутаты выделили 2,4 млрд. грн и в течение года почти на каждой сессии будут прибавлять еще. В дальнейшем эти расходы будут только расти, а это значит, что деньги заберут с ремонта домов, дорог и того же подвижного состава.

транспорт

Кроме того, при текущем финансировании невозможно обеспечить перевозки, отвечающие потребностям пассажиров. Вечером в выходные дни можно ожидать электричку в метро до 20 минут, а если человеку нужно перейти на другую ветку, то нужно закладывать 40 минут только на ожидание. Метрополитен в Харькове уже не самый быстрый транспорт. Наземный транспорт курсирует с большими паузами.

Если до войны метрополитен работал до полуночи, сейчас дверь закрывается в 21:30. То есть работники сферы обслуживания, часто уезжающие с работы после 22:00, уже не могут воспользоваться привилегией бесплатного проезда.

Где брать новый транспорт?

Предложение Игоря Терехова оставить транспорт бесплатным навсегда вызвало бурную полемику в соцсетях. Аргументы "за": это уникальное предложение Харькова удерживает людей в городе, иначе они уже перебрались бы в более безопасные регионы Украины.

петров

Аргументов против больше. Позволяя бизнесу платить меньше пассажирам метро и трамваев, коммунальные предприятия не могут сами предложить достойную оплату труда работникам. Например, в "Харьковском метрополитене" на официальном сайте предлагают работникам Службы пути следующую оплату труда:

вакансії

Еще одно усложнение: постоянное удорожание электроэнергии.

"Сейчас бюджет Харькова дотируется, и у нас есть возможность выделять эти деньги. В дальнейшем это будет зависеть от цен на электроэнергию, она будет расти, и это напрямую влияет на стоимость общественного транспорта. Поэтому в краткосрочной перспективе удержать бесплатный проезд возможно, но в будущем такая модель нежизнеспособна", — рассказал эксперт в сфере урбанистики KHARKIV Today, руководитель общественной организации "Харьков для людей" Павел Храмов.

Есть проблема подвижного состава: инфраструктура сильно пострадала от бомбежек и обстрелов. Разрушено крупнейшее трамвайное депо, Салтовское, и его до сих пор не восстанавливали. Город потерял 70% коммунальных автобусов, 50% трамваев и более 25% троллейбусов. Все три года вторжения Харькову помогают международные партнеры, передали почти 50 автобусов, около 30 трамваев. Но возможности партнеров не бесконечны.

транспорт

"Нам нужно обновлять подвижной состав. Сейчас Харькову передают бесплатные автобусы и троллейбусы, они не могут служить вечно. Их срок службы — 15 лет, и отдали их нам после 15 лет эксплуатации, прокатятся они еще лет 10 максимум и превратятся в металлолом.
К тому же, трамваи из Европы заканчиваются: ЕС переходил на низкопольный транспорт, а старый списывали, но их там осталось не так много", — объясняет Павел Храмов.

Те же 11% из бюджета город тратил на транспортную отрасль и раньше, но это были инвестиции в развитие: строили новые станции метро, ​​заменяли подвижной состав, покупали новые автобусы и ремонтировали рельсы. Сейчас эти деньги проедаются, между тем вагоны метро, ​​трамваи с троллейбусами и вся инфраструктура постепенно изнашивается.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.