Право на жизнь. Ноты по Брайлю и мечта о хеви-метал-группе
Кирилл Козуб играет на пяти музыкальных инструментах, изучил польский и хочет программировать.
Кирилл Козуб играет на баяне, дарбуке (восточный барабан), фортепиано и губной гармошке, учится играть на гитаре, сочиняет музыку и стихи. Мама мальчика гордится им и не устает повторять: ее сын способен освоить любую науку, за которую бы не взялся, гораздо быстрее, чем его сверстники. Хотя в свои 13 лет мальчик ничего не видит.
Кирилл родом из Запорожья. Он единственный и долгожданный сын в семье. Сразу после рождения ребенка уронили на пол. Восемь дней реанимации и страшный приговор на всю жизнь – мальчик никогда не будет видеть. Потеря зрения компенсировалась стремительным интеллектуальным развитием и отличной памятью.
«В годик он уже начал разговаривать. Где-то в 3-4 года мы отдали его в детский садик. У нас как раз в Запорожье открылась первая группа для незрячих и слабовидящих деток. Там он нашел игрушечную губную гармошку и начала подбирать музыку. Его воспитательница увидела это и принесла из дома настоящую. Первая мелодия, которую он подобрал на гармошке, была из мультфильма «Ну, погоди!», – вспоминает мама Елена.
Позже Кирилл познакомился с баяном. Инструмент в детсад также принесла воспитательница. Затем родители приняли решение купить сыну и губную гармошку, и баян. Далее в семье появилось фортепиано. Никто ребенка не обучал игре на этих музыкальных инструментах.
«Мы занимались с ним дома как с обычным ребенком. Не хотели верить в то, что он будет незрячим всегда. Возможно, именно поэтому не изучали шрифт Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и слабовидящими людьми – прим «ХН»). Алфавит учили и счет. Буквы и цифры выкладывали при помощи палочек, чтобы мальчик смог их пощупать. Но музыке мы его не учили. Он учился сам», – говорит Елена Козуб.
Стал лучшим в школе
Кирилл вспоминает, что слушать музыку он любил с раннего детства. Очень рано начал интересоваться у родителей, на каком инструменте сыграна та или иная мелодия. Сперва родные Кирилла удивились такой тяге к музыке.
«Сначала мне говорили: не играй. Я же, как раньше, играл – просто знакомился с клавишами. Мне бабушка говорила, что это не игра. Но потом я уже начал сочинять музыку. Больше мне так не говорили, – вспоминает Кирилл. – Я нажимал на каждую кнопку баяна правой и левой рукой, узнавал, что это за ноты и пытался уже что-то подобрать на слух. С гармошки перейти на баян было немного трудновато, но я освоил. Потом подумал: научусь уже на баяне как профессионал, и пришел сюда (Харьковская музыкальная школа № 13 им. Коляды – прим. «ХН») заниматься на баяне».
Преподаватель Кирилла по игре на баяне Елена Викторовна Подгорнова сразу заметила, что мальчик очень талантливый. Однако целеустремленность и настойчивость ребенка тогда сыграла с ним злую шутку – Кирилла не взяли в школу сразу.
«Как обычно принимают в музыкальную школу? Прослушали мелодию – ритм повторили. А Кирюша говорит: я еще могу и сыграть, то есть у него дома был баян и какое-то фортепиано. Он подходит и играет, – говорит педагог. – Думаю, слух есть. Говорю, хорошо, спасибо, мы тебе потом скажем, приняли или нет. Он говорит, я не хочу отсюда уходить, и вцепился в фортепиано. Мы не могли его оттащить. Мои коллеги сидят и говорят: этого не будем брать, так как будет мотать нам нервы, и его тогда не взяли».
Но уже в сентябре, когда в Харьковской областной специальной гимназии-интернате для слепых детей им. Короленко начались занятия, Елену Викторовну встретила учитель начальных классов, которая преподавала у Кирилла. Она поинтересовалась, почему такой талантливый мальчик не занимается музыкой. Елена Подгорнова рискнула взять мальчика в свой класс.
«Мне говорили: зачем ты его берешь? У незрячих есть определенные навязчивые движения – то он крутится, то шатается, то бьет себя в грудь. Он очень любит ритм, – вспоминает Елена Викторовна. – И мы начинаем ему рассказывать: ну ты же будешь среди людей жить, нужно учиться себя вести – и потихоньку он тянулся-тянулся, и к концу первого класса стало ясно, что он лучший ученик в школе, во всяком случае, среди младших классов. Когда он сдавал экзамен в переводной класс, его игру отметили как лучшую».
Педагоги и сейчас не жалеют мальчика из-за отсутствия зрения, требуют так же, как и от здоровых детей. Иногда даже называют избалованным ребенком. Сказывается то, что он единственный сын в семье.
«Он очень ответственный мальчик. Мы, естественно, его хвалим и поощряем. В школу он ходит как на работу. Я знаю, что у него все получится. За что бы он не брался в музыке, в школе, любой предмет у него получается, и самое главное – ему это интересно», – говорит Елена Козуб.
Когда Кирилл шел в первый класс, он не знал шрифт Брайля. За полгода мальчик его выучил, а позже стал свободно читать ноты по Брайлю.
«Незрячий музыкант должен играть и по нотам, и на слух. И мы поддерживаем эти два направления, потому что не всегда есть ноты с одной стороны, но без нот играть классические и современные произведения не профессионально. Он очень любит читать книги по Брайлю. Нотную систему выучил, часто выступает на концертах как аккомпаниатор», – говорит педагог.
Есть у Кирилла небольшие сложности с игрой на баяне. Например, Елене Подгорновой пришлось фактически переучивать мальчика правильно держать осанку и инструмент.
- «Знаете, как баянисты по старинке играют четырьмя пальцами, а пятым – большим – зажимают баян? Большой палец должен тоже участвовать в игре. Мне было трудно, я звала на помощь коллег зрячих (Елена Подгорнова также незрячая – прим. «ХН»), чтобы они посмотрели, как он сидит. Посадку мы исправляли очень долго. Говорят, что сейчас этого гораздо меньше. Я всегда спрашиваю, как он сидел на сцене? Его даже в отчетный концерт не хотели включать не потому что он не выучил турецкий марш, а боялись, что он забудет о посадке. А ведь это очень важно, ведь музыка может стать делом всей его жизни».
Кирилл пока не уверен, что музыка – единственное, чем он хочет заниматься в жизни. Мальчику очень легко даются иностранные языки. Недавно он освоил польский Брайль. В планах – изучение программирования. А еще Кирилл Козуб мечтает создать собственную хеви-метал-группу, чтобы играть на гитаре.