Трамваи возвращаются. Когда в Харькове возобновят довоенные маршруты?
До конца года трамваев и троллейбусов на улицах Харькова станет больше. Благодаря старому транспорту из Чехии 12-й, 20-й и 23-й трамвайные маршруты удалось укомплектовать относительно исправными вагонами. Главной проблемой сейчас остаются люди — не хватает водителей и ремонтников.
До полномасштабного вторжения на улицы Харькова ежедневно выходило по 200 трамвайных вагонов. В начале полномасштабной войны россияне уничтожили почти весь электротранспорт в Салтовском депо. Только через три года удалось восстановить сеть, правда, только на 40% от довоенной.
Сначала выйдут желтые вагоны
Трамваи постепенно возвращаются на старые маршруты. С начала года их стало больше: если зимой в рабочий день на пути выходили 70 вагонов, то сегодня уже около 80-ти. Харькову хорошо помогли с трамваями чешские города Прага, Пльзень и Брно, передавшие старые вагоны, уже вышедшие из обихода в этих городах. Еще в 2022 году Прага передала 20 трамваев, затем еще 16 поступило из Пльзеня, а недавно на улицах появились два вагона из Брно. Еще четыре ждут в депо переоборудования. Дело в том, что чешские трамваи нельзя выпускать на харьковские пути в первозданном виде, нужно менять вагонные тележки на более широкие, ведь в Украине и Чехии разная ширина путей.
"Есть очередь на переоборудование. Сейчас там проходят адаптацию трамваи из города Пльзень. Пока что выпустили 10 вагонов из 16, решили, что сначала адаптируем их. Сначала выйдут вот эти желтые вагоны, а потом уже доделаем вагоны из Брно. Мощностей не хватает делать все одновременно", – объяснил KHARKIV Today заместитель директора департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета Владимир Матяс.

Желтыми трамваями полностью укомплектован 23-й маршрут, который восстановили летом прошлого года, правда, частично. В 2024 году харьковчане также смогли снова воспользоваться маршрутом №12, соединяющим Южный вокзал с Центральным парком — на нем тоже ходят вагоны из города Пльзень.
Вскоре с Брно прибудут также троллейбусы: первые 6 из партии в 20 штук уже выехали в Украину. Они станут на баланс троллейбусного депо №3, а конкретный маршрут специалисты определят уже после обкатки. Троллейбус, в отличие от трамвая, не требует долгой адаптации и переработок, так что на "рогатых из Брно" можно будет прокатиться уже этим летом. С троллейбусами в Харькове ситуация несколько лучше, чем с трамваями: при необходимости в 200 штук каждый день на маршруты выходят 124 единицы.
На путях выросли деревья
25 апреля в центре появился еще один давно забытый трамвай — пятерка. Он соединяет район Одесской, где нет метро, с центром и железнодорожным вокзалом. Трамвай №5 несколько разгрузил троллейбусы №3 и 59, соединяющие удаленную Одесскую со станцией метро "Левада". Теперь жители этой части города могут добраться на работу и на поезда без пересадок. Новых чешских вагонов, правда, на маршруте №5 пока не будет — на улицах Тарасенко и Морозова есть участки, где пути очень изношены и нуждаются в ремонте. Более новые трамваи берегут для лучших рельсов.
С качеством трамвайного полотна в Харькове иногда еще большая проблема, чем с вагонами. К примеру, в горсовете планируют продлить 23-й маршрут до железнодорожной станции "Лосево" за районом ХТЗ, куда он ходил до полномасштабной войны, но сейчас это сделать невозможно. В восточном конце маршрута не всегда можно найти те рельсы — они спрятаны за густыми кустарниками.
"В этом году приступили к восстановлению линии на проспекте Тракторостроителей в сторону проспекта Героев Харькова. Идут работы, восстанавливаем контактную сеть, делаем ревизию опор, где нужно — меняем на новые, устанавливаем новые кронштейны контактной сети, очищаем трамвайные пути от деревьев, которые там уже успели вырасти за это время", — говорит Владимир Матяс.
Он надеется, что к середине осени завершат эти работы, а к концу 2025 года удастся запустить трамвай №23 на полную длину маршрута, если к тому времени работники водоканала закопают котлован возле поликлиники на ХТЗ. И если будут люди.
По состоянию на 2024 год на имеющиеся трамваи не хватало 20% водителей. Исторически так сложилось, что трамваями в Харькове управляли преимущественно женщины, многие после полномасштабного вторжения выехали из города. Но недавно ситуация немного улучшилась: завершила обучение новая группа водителей, благодаря им и стало возможным возобновление маршрута №5. Среди этих новых работников женщин и мужчин поровну, идут учиться на водителей и совсем молодые люди.