Прогулки с Андреем Парамоновым. Крытый рынок на Благовещенском базаре
Центральный рынок города Харькова, в просторечии Благбаз, или Благовещенский базар, в дореволюционное прошлое был не только базаром, но и своего рода отдельным миром, где далеко не всякому человеку было оказаться в удовольствие.
Городские власти неоднократно делали попытки благоустроить его и привести в порядок. Последней масштабной попыткой стало строительство в 1912-1915 годах здания крытого рынка. Здесь должен был царить свет, чистота и закон, что делало посещение рынка благоприятным и спокойным для покупателей. Для скоропортящихся продовольственных товаров предполагалось установить холодильное оборудование фирмы "РанцКруль".
Вне всякого сомнения, здание, построенное по проекту городского архитектора Сергея Загоскина, стало украшением Благовещенского базара и одним из символов дореволюционного торгового Харькова. Еще бы, на его постройку город потратил почти 900 тысяч рублей. Массивное строение было заложено 10 июня 1912 года.
В первоначальную смету строители не укладывались, еще в самом начале постройки возникли сложности, ведь здание стали возводить на месте бывшей Дунинской левады, в прошлом заболоченного участка. Конечно, за последние полсотни лет уровень суши был поднят на несколько метров, но не за счет грунта, а всевозможного строительного мусора и навоза.
Расходы на постройку росли, в думе шли бесконечные споры о целесообразности этого сооружения, в какой-то момент даже стали звучать призывы приостановить строительство, ведь смета выросла почти вдвое по сравнению с изначальной. Тем не менее крытый рынок на Благовещенском базаре принял первых покупателей на Покровскою ярмарку 1914 года, хотя официальное открытие произошло только в 1915 году, а отдельные работы по его благоустройству проходили и в 1916 году.
Богатая публика получила возможность выбирать качественные съестные товары в безопасном месте, торговцы мясом и скоропортящимся продовольствием могли хранить его в холодильных установках, но за пределами крытого рынка по-прежнему царил прежний Благбаз со своими правилами, обычаями, авторитетами. До того, как возник Благовещенский рынок, продовольственные товары в розницу продавались на Базарной площади, которая в 1804 году получила имя Проезжей, а позднее — Торговой. Розничная торговля поначалу была вытеснена на набережную реки Лопань у подножия Университетской горки, а потом и вовсе, в основной массе, была переведена на Михайловскую площадь. В Залопанской части города розничного базара и вовсе не было.
Все изменилось в сентябре 1832 года, когда в Харьков приехал император Николай I. Он обратил внимание губернатора и городской думы на отсутствие бульвара и повелел на Михайловской площади устроить плац-парадное место с барьерами, тротуарами, обсадить его деревьями и засеять травой. За устройство бульвара взялся харьковский купец Петр Дмитриевич Щелков за свои средства. Тогда же розничную торговлю было решено перевести на Благовещенскую площадь, которая до того времени пустовала.
Городская дума выстроила ряд деревянных и весьма неудобных балаганов, и большей частью торговцы стали размещаться в рундуках и под собранными на скорую руку навесами. Тут же стало понятно, что территория Благовещенской площади мала для желающих вести здесь торговлю. Чтобы расширить торговые места, было принято решение о покупке у наследников надворной советницы Настасьи Дуниной так называемой Дунинской левады.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулки с Андреем Парамоновым. Книжный магазин Дредера на Московской улице
В 1835 году на более сухом ее участке были построены обжорный ряд, а у набережной реки Лопань разместился толкучий рынок. Местные купцы построили 70 номеров деревянных лавок, харчевую галерею и трактир. Большая часть лавок принадлежала жене коммерции советника Екатерина Ипатьевне Кузиной. Она же построила и обширные Суздальские ряды, куда губернское начальство велело перевести оптовую торговлю из центра города.
План Харькова 1846 года прекрасно показывает, где были размещены торговые павильоны, Базарная площадь обозначена на плане под буквой "Х", а отдельные торговые ряды уже фактически вышли за городскую черту. В последующие годы Благовещенский базар все более отдалялся от Благовещенской площади, но названия не менял. Уцелевшие лавки у Благовещенского храма, в прошлом малоудобные и невместительные, выкупили торговцами, и вскоре они стали в большой цене.
В 1853 году владельцы выстроили в складчину новый торговый ряд у Благовещенской церкви. Торговцы рассчитывали на льготы, однако сохранение прежней стоимости налога с лавки стало невозможно, лишились они и 4-х годичных льгот, что, конечно, вызывало бесконечные скандалы и упреки. Более 20 лет не могли избавить набережную Лопани и от толкучего рынка, только в 1891 году огромная масса мелких торговцев была вынуждена перейти на новое место.
Большой проблемой для города и Благовещенского базара была и торговля скотом, по сути Сенная площадь, где она проходила, примыкала к базарной территории. Большую часть скота на продажу гнали с востока и по Базарному мосту со стороны Бурсацкого спуска, который был занят и торговцами и значительным числом покупателей. Торговать скотом здесь перестали к началу 1890-х.
Лавки и торговые ряды постоянно требовали новых и новых вложений. Не успевала дума выделить на постройку одних рядов, как приходилось изыскивать средства на другие. Любые попытки благоустройства территории наталкивались на ряд неразрешимых проблем и жалобы торговцев. Что бы ни пыталась сделать городская управа, все было полумерой. Строительством крытого рынка предполагалось заложить основы нового порядка на Благовещенском базаре, однако многочисленным планам и проектам помешали Первая мировая война и революционные события.
Автор: Андрей Парамонов