Жизнь города. В Харькове сегодня имитируют удобство
Глава организации «Городские реформы» Александра Нарыжная рассказала «ХН» о том, как сделать Харьков комфортней и доступней.
– Министр культуры Евгений Нищук по приглашению писателя Сергея Жадана приедет в Харьков, чтобы обсудить проект памятника на площади Свободы. Как вы думаете, если ли шансы, что после его визита городские власти откажутся от установки колонны с крестом?
– Городские власти ответили нам, что решение будет приниматься по решению суда: что суд решит, то и будет. Но мы будем судиться до конца. Мы понимаем, что это [установка на площади Свободы колоны с крестом – ред.] их идея, которая зрела давно, и они хотят ее реализовать, но, так как весь город не хочет, посмотрим на результат. Что касается прогнозов, то делать их рано – все это непредсказуемо.
– Прецедент с памятником – пожалуй, самый громкий за последние годы. Изменился ли за это время уровень сознательности харьковчан?
– Я не могу утверждать, стали харьковчане сознательней или нет, просто появилась проблема, которая объединила. В случае с памятником – все просто не выдержали, никто не может молчать. Даже строительство церквей и все, что делалось раньше, не находило такого массового собрания. Но сейчас просто идет сверхигнорирование мнения общественности.
– Насколько Харьков сегодня является удобным для жизни по сравнению, например, с городами Западной Европы?
– В Харькове сегодня имитируют удобство, но по-настоящему город не является удобным. Если посмотреть индекс удобства по любому вопросу, в Харькове он не до конца соответствует стандартам. У нас, например, есть проблема доступности. Все равно город живет – конечно, живет удобней, чем Киев, потому что просто меньше. Во-первых, у нас меньше людей, во-вторых, меньше нагрузка на транспорт, в-третьих, расстояния для перемещения меньше – доступность некоторых районов у нас лучше. Но, в целом, до настоящих показателей комфорта очень далеко.
– Какие объекты урбанистики нуждаются в реформировании в первую очередь?
– В Харькове самым главным должно стать принятие современного запроса на масштаб человека, отказ от автомобильного развития города, потому что все решения сегодня принимаются в первую очередь для автомобилистов. С учетом того что человек ездит на автомобиле, это приводит нас к критической точке мобильности. Надо понять, как в городе чувствует себя пешеход, его масштабы и потребности.
– А если брать районы города, какие из них сегодня наиболее проблематичные и наиболее благоприятные?
– У нас есть центральные улицы, а все, что отходит от них в сторону, – такое впечатление, что никто не замечает. Есть, например, Сумская, вокруг которой все делают, а все, что в сторону от нее, находится в критическом состоянии – по тротуарам, например, ходить невозможно и все остальное. Делают то, что видно.
– Каких культурных инициатив сегодня не хватает Харькову? Что бы вы предложили власти?
– Деньги, которые тратят на культуру, нужно использовать логично – обращать внимание на низовые инициативы, а не на елки, на которые тратят глобальные деньги. На сегодняшний день у нас поддерживаются только низовые инициативы при горсовете. Это неправильно.