Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

"Зайти в трамвай страшнее, чем штурмовать посадку". Удобен ли Харьков для ветеранов с травмами?

Фото: amazingukraine
Большинство парков доступны людям с инвалидностью, но доехать до них сложно.

Парковые зоны, железнодорожный вокзал и некоторые остановки и перекрестки в центральной части Харькова доступны для ветеранов с ранениями. Но трамваи, метрополитен, автовокзал и жилые дома без лифтов нуждаются в серьезных изменениях.

К такому выводу пришли авторы исследования "Аудит доступности и приветливости города Харьков к ветеранам". Исследователи проверили 44 учреждения, 15 пешеходных маршрутов, 11 остановок общественного транспорта. Оказалось, что Харьков почти не приспособлен к комфортной жизни людей с инвалидностью. А таких из-за российско-украинской войны будет становиться все больше как среди военных, так и среди гражданских.

"Не дай Бог на коляске — не влезешь никак"

Харьковчанин Константин Руденко воевал еще при АТО, а когда началось полномасштабное вторжение, вернулся в Сил обороны 24 февраля 2022-го. В августе следующего года он потерял правую ногу вблизи села Роботино на юге Украины и с тех пор на своем примере проверяет доступность Харькова и других украинских городов для людей с инвалидностью.

Ветеран проходил реабилитацию в Виннице, но перед протезированием его ненадолго отпустили домой в Харьков. Константин впервые на костылях вышел из помещения железнодорожного вокзала, дошел до трамвайной остановки и понял, что поездка будет непростой, если и будет.

костя
Константин Руденко потерял ногу под Роботино. Фото: facebook.com/kostiantyn.rudenko

"Когда был без протеза, зайти и выйти из трамвая было страшнее, чем штурмовать посадку. Троллейбусы у нас новые, нормальные, там и места для колесного кресла есть, а вот трамвай — не дай Бог человек на коляске, то не влезет никак, потому что там посередине еще и поручень", — рассказал ветеран KHARKIV Today.

Тогда ему все же удалось взять штурмом неприступный транспорт с помощью неравнодушных пассажиров. Но в Виннице, по словам Константина Руденко, ситуация с трамваями несколько лучше, чем в Харькове, потому что в городе уже колея, и по ней ездят швейцарские трамваи, адаптированные для людей с инвалидностью. Больше всего ему понравились трамваи во Львове: низкопольные и инклюзивные.

Авторы исследования "Аудит доступности и приветливости города Харьков к ветеранам", обследовав трамвайные остановки, метрополитен и проведя глубинные интервью с военными, пришли к выводу: ветераны на колесных креслах по возможности вообще не пользуются общественным транспортом, , а трамваев избегают и ветераны с костылями и протезами.

дослідження
Выводы исследователей городского пространства

В мэрии говорят: помочь этой проблеме сразу невозможно, надо поменять транспорт. А на это уйдут годы.

"Можно делать специальные остановки, но это тоже несовершенный подход. Поэтому выход здесь один — завозить низкопольные трамваи", — рассказал KHARKIV Today заместитель Харьковского городского головы по вопросам доступности, ветеранской политики и внутренне перемещенных лиц Юрий Шпарага.

Метрополитен тоже мало приспособлен для людей с инвалидностью.

"Я живу на Алексеевке, у нас есть лифт на "Победе", но он не работает. И он же единственный в городе. Даже если человек с инвалидностью там спустится, назад ему не подняться. Разве что покататься по кругу", — говорит Константин Руденко.

Исследователи также обследовали перекрестки и вокзалы. Оказалось, что железнодорожный вокзал лучше всего приспособлен для людей на колясках, а вот автовокзалы — совсем нет. Хотя и к железнодорожному есть вопросы.

дослідження
Примеры грамотной адаптации городского пространства

"Отсутствие лифтов для подъема и спуска с платформ на железнодорожном вокзале делает невозможным попадание пассажиров на колесном кресле на все платформы, кроме первой. Информация об обслуживании вне очереди для военных, ветеранов, людей с инвалидностью отсутствует", — говорится в исследовании.

Зато на всех вокзалах оборудованы специальные туалеты для людей с инвалидностью.

Большинство транспортных остановок имеют общую проблему: путь к ним осложнен неровным покрытием, поэтому человеку на колесном кресле будет трудно добраться даже к лучшим.

Переселить ветеранов на первые этажи

Исследователи также спросили ветеранов о доступности для них ЦПАУ, общепитов, помещений ТЦК и больниц, коммунальных учреждений, супермаркетов и театров. Оказалось, что лидеры в этом сегменте — Центры предоставления админуслуг. Почти все участники опроса назвали их достаточно доступными. Эти помещения, как правило, отреставрированы с соблюдением современных требований, имеют пандусы, кнопки вызова и отдельные окошки для ветеранов.

Отдельные окошки появились и в больницах города, но часто это простая формальность.

"Одна из больниц города, которая принимает военных по направлению из госпиталя, всегда переполнена. В регистратуре сделали окошечко, где принимают исключительно военных. Но дело в том, что у этого окошка очередь втрое больше, чем возле других. Формально аспект дружества соблюден, но по факту это не решает проблему: раненые ветераны стоят в очередях", — рассказал во время презентации исследования ветеран и представитель благотворительного фонда Pixel Валерий "Павлоград".  

Как ни странно, ветераны оценили дружеское отношение к ним в обычных медучреждениях выше, чем в военном госпитале. Авторы исследования связывают это с большой загруженностью работников военного медцентра.

медзаклад
Далеко не все больницы доступны для ветеранов

Низкие баллы по доступности для людей с инвалидностью получили помещения ТЦК и коммунальных учреждений.

"ТЦК расположены в таких зданиях, которые изначально не были инклюзивными. Сейчас у них низкий уровень доступности: в большинстве зданий нет пандусов, очень узкие коридоры, нет парковочных мест для лиц с инвалидностью. Есть потери документов, большие сроки ожидания. Коммунальные учреждения имеют узкие двери, отсутствие пандусов и указателей. Найти нужное учреждение, особенно для человека на коляске в Харькове — это, на самом деле, квест", — рассказала директор агентства Yasno Research & Consulting Group, которое подготовило исследование, Зоя Харитонова.

Супермаркеты преимущественно имеют парковки для лиц с инвалидностью, широкие проходы и пандусы, а вот доступность небольших кафе и магазинов значительно меньше. Отдельная тема — театры, ставшие совсем недоступными для ветеранов с ранениями, когда переехали в укрытие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Закрытый город. Почему Харьков резко потерял баллы в Рейтинге прозрачности?

Но самая главная беда — жилье. Далеко не у всех домов Харькова есть лифты, куда может влезть колесное кресло. Пока проблему решают точечно: ветеран может отправить запрос на имя городского головы — и для него в доме постараются установить пандус. Но это не всегда возможно по техническим причинам, поэтому в горсовете склоняются к радикальному решению проблемы.

"В домах можно установить электрические подъемники, но в некоторых зданиях и это невозможно: узкие коридоры, недоступные входные группы. Крайнее решение — переселение этих людей в другие дома или на первые этажи, но для этого нужно иметь программу на уровне государства", — считает Юрий Шпарага.

По его словам, необходимо внести изменения в Жилищный кодекс, который современная Украина унаследовала еще от УССР. Но заместитель мэра не исключает, что программа компенсации расходов на переселение ветеранов появится в Харькове и на местном уровне.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.