Авто на фотокрючке: новые правила и старые баги парковки в Харькове
Скоро синие «жилетки» заменят «зеленых» парковщиков. Городские инспекторы начали следить за тем, кто, как и где оставляет автомобили в городе. И если вторые взимают плату с законопослушных граждан, то первым разрешено штрафовать нарушителей. В том числе без их ведома.
Контроль без полиции
Молодые люди в синей униформе, отдаленно напоминающей полицейскую, с планшетами в руках. Именно так выглядят харьковские инспекторы по парковкам, которые появились в Харькове. В начале этой недели их заметили на улице Сумской и Ярослава Мудрого. В их обязанности входит выявлять автомобили, которые нарушили правила парковки, фотофиксировать нарушения и выписывать административные штрафы.
При этом важно, что к полиции эти инспекторы никакого отношения не имеют – они служащие системы местного самоуправления, проще говоря, работники инспекции по парковкам, которая организована при Департаменте территориального контроля Харьковского горсовета. Право выписывать штрафы и взимать оплату за них им дал законодатель, приняв Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования сферы парковки транспортных средств» и изменения к Админкодексу.
– Само создание службы городских инспекторов, – говорит юрист Харьковского автоклуба Денис Журавель, – законно и продиктовано большим количеством нарушений правил парковки, особенно в больших городах, с которыми не справляется полиция. Но в каждом случае, безусловно, надо разбираться отдельно, а также контролировать саму систему штрафов и их оплаты, сами счета. Как все организовано в Харькове, покажет лишь практика.
Планируется, что в городе будет работать 42 инспектора, пока их шесть, еще столько же проходят обучение. Кого набирают в инспекторы и как учат разобраться в тонкостях ПДД, сложно – открытых вакансий инспекторов на сайте горсовета нет. Возможно, их набирают из числа полицейских – начальник инспекции Андрей Гаркушин сам много лет проработал в Нацполиции. Между тем ошибки в работе инспекторов непростительны: за каждым выписанным постановлением будет реальный штраф для водителя.
Суть работы в соответствии с законом проста. Парковщики-контролеры должны инспектировать город, искать те автомобили, которые остановились или оставлены в неположенном, по ПДД, месте; фотофиксировать этот факт, а после оставлять протокол с реквизитами для оплаты на лобовом стекле – при условии, если водителя нет на месте, и отправлять по месту жительства.
– Инспектор устанавливает владельца транспортного средства с помощью Национальной автоматизированной информационной системы, – говорит Гаркушин, – Если нарушитель решит заплатить штраф в течение 10-ти дней, то, согласно закону, будет возможность оплатить только его половину. Если же он ничего не заплатит в течение месяца, то материалы административного производства будут отправлены в исполнительную службу для принудительного взыскания штрафа в полном объеме. То есть данные о машине передадут в полицию, и ее могут задержать на любом посте.
Важно, что именно такое автоматическое признание вины и является камнем преткновения в законе. И вопрос даже не в том, что штрафы всегда платит владелец машины – вне зависимости от того, кто был за рулем.
Проблема в том, говорят автолюбители, что система не предполагает ошибки инспектора – оспорить протокол можно только через суд. Но в этом случае автомобилист теряет право заплатить штраф по льготному тарифу, а через месяц и по одинарному – придется платить вдвойне.
Сине-зеленая неразбериха
В Департаменте терконтроля, который занимается внедрением «синих» парковщиков, уверяют, что со временем на улицах останутся только они. Говорят, новые инспекторы денег брать не имеют права, оплата будет осуществляться через мобильный банкинг и, предположительно, «Приват 24». «Зеленых» парковщиков, которые сейчас загоняют машины на обозначенные и не очень паркоместа и собирают наличные деньги, не станет вовсе. Хотя когда это произойдет, чиновники не уточняют.
Уверенности, что чиновники решили отказаться от привычного сбора оплаты за парковки, нет. Дело в том, что парковщиков, которые собирают наличку в Харькове, запретили в Украине еще в 2014 году, оставив услугу «Мобильная парковка» или возможность внесения оплаты через парковочный автомат и терминалы. Но в Харькове шлагбаумами и терминалами парковки так и не оснастили, несмотря на предложения иностранных инвесторов.
Причина банальна: сотрудники КП «Парксервис» на протяжении многих лет собирали наличные средства, которые затем оседали в карманах частных предприятий. Управление Государственной службы борьбы с экономической преступностью ГУМВД Украины в Харьковской области расследует уголовное производство по факту растраты должностными лицами КП «Парксервис» бюджетных средств. Дело в том, что так называемыми муниципальными парковками управляет не само коммунальное предприятие, а несколько фирм и физлиц-предпринимателей, связанных с руководителями КП.
Так, к примеру, несколько площадок управляются ФЛП Стеценко В. В. и ФЛП Дворник С. П., которые связаны через фирму «ПАРКОВКИ УКРАИНА», в которой являются учредителями с заместителем директора КП «Харьковпарксервис» Сергеем Тараном. Который, кстати, является уполномоченным лицом по вопросам предупреждения и выявления коррупции в КП «Харьковпарксервис». И так практически со всеми площадками. По версии следствия, именно через эти фирмы-прокладки выводятся деньги, которые парковщики получают с водителей, а само КП показывает минимальные доходы. От «зеленых» парковщиков придется избавляться, им на смену придут «синие». Сомнительно, что чиновники горсовета согласятся отдать в бюджет сборы от штрафов за нарушение правил дорожного движения.