В театре Пушкина готовят «ангельскую» постановку по пьесе Вампилова
В Харьковском академическом русском драматическом театре имени А. С. Пушкина готовят новую премьеру для основной сцены - спектакль "20 минут с ангелом" по пьесе "Провинциальные анекдоты" Александра Вампилова.
Пьеса "Провинциальные анекдоты" была первой для Александра Вампилова. По словам постановщика Вадима Мирошниченко, уже в ней 26-летний драматург поднимает тему совести - главную для своих произведений. Череда нелепости и недопониманий приводит к комическим ситуациям, но в итоги важнее всего, - есть ли в персонаже моральный стержень, возможность для искупления. Поэтому, рассказывают в театре, не случайно последние репетиционные дни совпали со страстной неделей.
"Совесть - вечная тема. Всегда были люди с совестью и без нее. Об этих двух типах людей наш спектакль. И, конечно, о деньгах, о бесконечной зависимости от них. Деньги во главе всего: всех разговоров, всех конфликтов. А еще они отлично определяют отсутствие совести у людей", - объясняет свою задумку режиссер-постановщик Вадим Мирошниченко.
По его словам, пьеса получилась динамичная, объединившая два актуальных анекдота. Оба сюжета развиваются в провинциальной гостинице. Художник-постановщик театра Екатерина Колесниченко говорит, что вдохновение для оформления сцены черпала в образе отеля из фильма "Отель Гранд-Будапешт" и во впечатлениях от черногорской гостиницы "Montenegro", в которой однажды останавливалась.
"Фильм - это картинка на экране, а я увидела такую же, как в кино, но реальную гостиницу на Балканах. Она существует как будто вне времени, в каком-то своем фантастическом пространстве. Сотрудники отеля общаются с тобой на современном языке, но ты смотришь на них, все вокруг, как на картинке в журнале", - добавила Екатерина Колесниченко.
Для создания такой атмосферы в театре провели инспекцию всей мебели - нашли забытые, поломанные стулья, столы, диваны, отреставрировали, перетянулы, покрасили. Некоторые реквизиты пришлось искать по всей стране - снабженец театра Елена Чигинцева искала нужные вещи на рынках, по знакомым, в Интернете.
Например, старинный телефон везли из Днепра. А крылья для персонажа-ангела (его играет Александр Вирченко) пришлось заказывать у специалиста, который делает такие для шоу-балетов.
"Это целая история, причем немного мистическая. Мы отправили мастеру эскиз, размеры, он сделал крылья и выслал их по почте. Пришла большая картонная коробка - ангельские крылья, одна штука. Я забирала их из отделения в один из недавних ветреных дней. Поднимаюсь по Гоголя, прохожу костел, поскальзываюсь и падаю на ступеньках отеля "Чичиков". Его сотрудник видит меня через окно и спешит на помощь. Но спасать нужно уже не меня - а крылья, выпавшие из коробки, ведь их подхватывает ветер, и они летят над городом в сторону зеркальной струи. Мужчина побежал за ними и сумел поймать. Возвращает крылья мне и говорит, мол, вы, девушка, или покрепче их пристегивайте, или повыше летайте. Вот так вот, благодаря сотруднику отеля уцелели крылья для спектакля об отеле", - рассказала Елена Чигинцева.
Но не только костюм ангела требовал особенного подхода - персонажи очень характерны, и их суть, по замыслу постановщика, подчеркивается внешним видом, вплоть до того, что униформа служащих отеля, которая должна быть одинаковой, на самом деле разная для каждого из героев.
Вадим Мирошниченко уверен, что "20 минут с ангелом" не изменят человеческую натуру, но будут актуальны всегда. Их задача, как это часто бывает - напомнить о необходимости доверять друг другу, и попробовать изменить хотя бы одного человека в зале.