Вторая жизнь радара. За превышение скорости снова штрафуют
На харьковские дороги вернулся многострадальный радар TruCAM. В области будет пять участков, где патрульные смогут штрафовать водителей за превышение скорости. В 2015-м радары положили на полку из-за несоответствия закону. «ХН» узнавала, какой будет вторая жизнь TruCAMов и поможет ли радар снизить смертность на дорогах.
Плохие новости для любителей быстрой езды: на дороги вернулись приборы измерения скорости. Американский радар TruCAM в Украине использовали всего три года, но в 2015-м году после ликвидации ГАИ и из-за несовершенства законодательной базы от измерения скорости движения отказались. Вскоре пришлось пожинать плоды законодательного хаоса – водители начали массово нарушать скоростной режим, что порой приводило к трагедиям большого масштаба. Самая известная – авария на Сумской 18 октября 2017 года, когда автомобиль под управлением 20-летней Елены Зайцевой вылетел с дороги на тротуар и сбил 11 человек, шестеро из которых погибли. Экспертиза установила: ее Lexus летел со скоростью 106 км/час – в 1,5 раза быстрее, чем разрешено законом.
Скоростные гонки – «любимое» нарушение украинских водителей. По информации первого заместителя начальника Департамента патрульной полиции Алексея Билошицкого, треть всех ДТП в Украине (33 %) происходит по причине нарушения скорости. С 2015 по 2018 года в авариях погибло 15 тысяч человек. После того, как 20 июля 2018 года за один день на дорогах страны погиб 21 человек, правительство решило: надо что-то с этим делать. Кабмин вернул на дороги радары, которые использовались в ГАИ с 2012 по 2015 годы. Из закромов достали TruCAMы, пересертифицировали, и с 8 октября 25 приборов выпустили на дорогу Украины. 11 февраля первый радар заработал и в Харькове.
Патрульные пока не привыкли
Полицейский автомобиль останавливается в ста метрах от «Эпицентра» на проспекте Гагарина. Все как положено – здесь есть знак, предупреждающий о видеофиксации, знак ограничения скорости, на машине мигают проблесковые маячки. Лейтенант Василий Емельянов достает из багажника синий прибор, немного напоминающий фен. В свое время TruCAMы так и называли – «фены».
– Вот, прибор включается, затем инспектор, который его получил, регистрирует свои данные: имя, фамилию, номер жетона. Выставляет допустимую скорость. Мы ставим 73 километра, с поправкой на погрешность, – объясняет инспектор правила работы с радаром. И честно признается – пока не очень освоились. – Мы получили TruCAMы на прошлой неделе, у нас был инструктаж. Радары настроили, но мы к ним еще не совсем привыкли. Надо поработать с ними какое-то время, чтобы пользоваться в совершенстве.
С радаром работает специальный усиленный экипаж, четыре человека. Объясняют это именно неопытностью – пока идет обучение, патрульные могут помочь друг другу с настройками. Полицейские пока пользуются радаром в ручном режиме: наводят на автомобиль и фиксируют скорость. Есть еще и автоматический режим – когда TruCAM устанавливают на треногу и направляют в сторону потока автомобилей. Он срабатывает сам, когда засекает превышение скорости.
– Прибор фиксирует автомобиль только тогда, когда происходит нарушение. Мы стараемся проводить видеофиксацию до остановки, чтобы зафиксировать номерные знаки и даже чтобы было видно лицо водителя, – объясняет инспектор Андрей Беляцкий.
То и дело патрульные подходят с радаром к старшему лейтенанту Сергею Ляху – советоваться. Он, в отличие от остальных, еще из «старой гвардии». Работал в ГАИ, прошел переаттестацию, теперь проводит инструктаж для молодых. С TruCAMами работал раньше, до реформы – говорит, ничего сложного, все недостатки – как у любого электронного устройства.
– Радар, как и любой электронный прибор, зимой страдает от перепадов температур, может запотеть, при сильном морозе аккумулятор быстро садится – нужно отогревать в машине, – объясняет инспектор.
В первый день работы с радаром харьковские патрульные отловили и оштрафовали семь нарушителей. Штраф выписывают, если скорость превышена больше, чем на 20 километров (в населенных пунктах установлен скоростной режим 50 км). Водитель должен заплатить 255 гривен. А вот если водитель разогнался больше, чем на 50 километров от разрешенной скорости, то раскошелиться нужно уже на 510 гривен. Штраф можно оплатить на месте – в машине есть терминал. Патрульные говорят: водители отнеслись к возвращению радаров на удивление положительно. Вот и остановленный за превышение скорости Анатолий Севриков не возражает против таких мер и готов платить.
– Ну вот, наконец-то, а то законы придумываем, а воплотить их не можем, – говорит водитель. И объясняет: нарушил скоростной режим, потому что следил в это время за светофором и упустил из внимания спидометр.
Экипаж стоит на проспекте Гагарина несколько часов, а потом переезжает на трассу «Киев – Харьков – Довжанский». На этой магистрали вскоре будут работать два радара, еще один экипаж отправят на трассу «Харьков – Симферополь – Ялта». В городе TruCAM будет на Белгородском шоссе. Патрульные говорят – этого мало. По словам лейтенанта Емельянова, неплохо бы весь проспект Гагарина уставить приборами для автофиксации скорости. Но об этом в харьковской полиции пока только мечтают.
Радар в законе
Приборы TruCAM на украинских дорогах работают почти пять месяцев (украинская карта расположения радаров). За это время водители неоднократно пытались обжаловать в судах штрафы за превышение скорости. Эти судебные разбирательства заканчиваются по-разному. Первое решение вынес Винницкий городской суд еще 16 октября прошлого года. С полицией судился водитель, которого остановили за превышение в Киевской области на трассе Киев – Чоп. TruCAM показал, что водитель ехал со скоростью 143 км/час при разрешенных 110. Причиной обжалования штрафа послужил именно радар. Но суд стал на сторону полицейских, которые предоставили доказательства «легитимности» прибора: свидетельство о поверке и сертификат.
В январе 2019 года Краматорский городской суд принял диаметрально противоположное решение. Судья встал на сторону водителя, обжаловавшего штраф за превышение разрешенной скорости на 65 км/час, и решил, что прибор не сертифицирован, а значит и штраф – незаконный.
«Устройство TruCam LTI 20/20 было зарегистрировано в Государственном реестре средств измерительной техники по номеру У3197-12 и утверждено сертификатом № UA-MI/1-2903-2012, выданным Минэкономразвития 29.08.2012. Также суд установил, что Министерство исключило это устройства из реестра и его сертификат является недействительным еще с 02.11.2015 года», – сказано в постановлении суда.
Юрист «Харьковского автоклуба» Денис Журавель вспоминает, что подобного рода иски в суд часто подавали и в Харькове во время «первого пришествия» американских радаров. Несомненно, будут они и в этом году. Но решения в каждом отдельном случае будут зависеть от конкретного судьи.
– Это решение суд в Краматорске – единичное. Это – не позиция судебной системы вообще, не разъяснение Верховного суда, не анализ практики – это вот конкретный судья посчитал так. Мнение патрульной полиции – прибор и не должен быть в реестре, его из него исключили, потому что он имеет совершенно другой правовой статус. Есть разные юридические процедуры, которые призваны узаконить тот или иной прибор. Для того чтобы окончательно исключить спекуляцию по этому вопросу, нужно внести изменения в законодательство и четко определить правовой статус прибора – специальным постановлением Кабмина определить, к каким конкретно приборам относится TruCAM. Пока суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, – рассказал «ХН» Денис Журавель.
Несмотря на эти незначительные законодательные коллизии, эксперт позитивно оценивает возвращение радаров. По словам юриста, их можно применять не только для фиксации скорости, но и для выявления нарушений правил парковки, проезда на запрещающий сигнал светофора или нарушения рядности.
Автоюрист Владимир Караваев уверен: решение Краматорского суда вскоре будет обжаловано полицией в апелляции и прецедентом для всей Украины не станет.
– Есть решения других судов, десятки случаев, когда суды иск отклоняли. Законодательная база вполне достаточна для применения этих радаров, к этому вопросу очень серьезно подходили, учитывая ошибки прошлого, потому сегодня нельзя говорить, что есть слабые места, – рассказал эксперт «ХН». – Самый главный документ – свидетельство о метрологической поверке прибора, он должен быть у экипажа. Если водитель попросит показать этот документ, полицейские должны его показать – это в интересах обеих сторон.
Интервал между поверками для TruCAM определен Перечнем средств измерительной техники и составляет 1 год.
Долгая дорога к евростандартам
Судьба радаров TruCAM в Украине – очень непростая. Американский прибор завезли для нужд ГАИ еще в 2010 году, взамен несовершенным российским «Визирям», которые использовали радиолокационный принцип работы, а потому часто допускали ошибки – например, фиксировали скорость одного автомобиля, а на видео попадал другой, соседний. Но вскоре их запретили из-за отсутствия необходимой документации. После жалоб в прокуратуру радары сняли с дорог, на то, чтобы их узаконить, понадобилось много месяцев – только осенью 2011 года TruCAM получил необходимые разрешения и уже в 2012 году вернулся на дороги – но ненадолго.
В 2015 году ГАИ прекратила существование. На смену ей пришла патрульная полиция. Однако в Законе «О Национальной полиции» не было ни слова об использовании полицейскими спецприборов для измерения скорости. Этот пробел исправил своим постановлением Кабмин в октябре прошлого года.
Следующий шаг реформы – установка стационарных приборов автофиксации нарушений ПДД, в соответствии с практиками, принятыми в Европейском Союзе. Внедрение этой системы было частью реформы правоохранительных органов, автофиксацию собирались запустить еще в 2015 году – но оказалось, что украинцам это не по карману. В Счетной палате посчитали, что для закупки соответствующего оборудования и ввода его в эксплуатацию необходимо больше 1 миллиарда гривен. В прошлом году в полиции нашли деньги на то, чтобы продвинуться чуть дальше.
– Следующим шагом станет запуск приборов, которые будут размещены стационарно в служебных автомобилях. Этот аспект уже предусмотрен программой дорожного движения, а финансирование покупки предусмотрено в Дорожном фонде, – заявил заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий.
Только после этого в полиции приступят к внедрению стационарных систем автоматической видеофиксации нарушений ПДД. Еще в конце прошлого года Кабмин принял несколько подзаконных актов, которые создадут правовые основания для такого контроля на дорогах. Сроки, правда, пока не называют.
А как в Европе?
В Евросоюзе действуют строгие правила дорожного движения и высокие штрафы за их нарушение. В большинстве стран ЕС, как и в Украине с недавнего времени, применяется ограничение скорости в населенных пунктах – 50 км/час. Но в соседней Польше водителя оштрафуют, даже если он превысил эту разрешенную скорость всего на 1 км/час. В Чехии и Германии лимит превышения скорости – 3 км/час. Не соблюдаешь – будь добр раскошелиться на 15–19 евро. Если же в Германии в пределах населенного пункта разогнаться больше, чем на 80 км/час, оштрафуют уже на 100 евро.
Во Франции и Италии скоростная «вилка» шире – до 10 км. Но и штрафы больше: до 135 евро – во Франции и до 375 – в Италии.
Как правило, в ЕС применяют автоматические системы фото- и видеофиксации правонарушений, но есть и исключения.
– Ручной радар соответствует общеевропейской практике, – говорит Владимир Караваев. – Во многих странах не только устанавливают стационарные камеры, которые фиксируют правонарушение, но и применяют такие вот локальные точки, мобильные группы. Дело в том, что сейчас уровень гаджетизации очень высок, есть программы, которые точно показывают водителю, где камеры установлены, и водитель в этом месте снижает скорость. И тут возникает другая проблема: водитель после этого пытается наверстать упущенное, и в этот момент как раз и происходит ДТП. В ЕС эту проблему хорошо понимают и применяют мобильные группы с радарами.
Строгие правила дают результат. Исследовательская организация World life expactancy составила рейтинг стран по смертности в ДТП на основе данных Всемирной организации здравоохранения. В Украине на 100 тысяч населения приходится 9,1 смертей в ДТП. Для сравнения: во Франции этот показатель – в два раза ниже, в Германии – 3,5 смертей на 100 тысяч, а в Испании, Швеции и Нидерландах – меньше трех.