Известный реформатор образования рассказал, как украинским школам выйти на уровень Финляндии
В эти дни, 2 и 3 марта, в Харькове проходит Международный форум образования – мероприятие, посвященное проблемам украинского образования и путям их решения. Гостями форума стали как украинские, так и зарубежные эксперты. Одним из самых ярких моментов форума стало выступление Ари Покка – директора финской гимназии Shildt и автора книги «Высший класс. Школьное образование по-фински». KHARKIV Today приводит самые интересные тезисы из речи финского педагога.
Основная идея финского образования – это автономия школы. Директор – это тот человек, который собирает команду для работы в школе. Власть выделяет школе финансы, а директор решает, как их использовать. Если взглянуть на систему финской школы в целом, мы увидим, что основные вопросы решаются именно в школах – учителями и директорами. Здесь можно говорить о принципе распределения лидерства – это означает, что сами директора не принимают решения единолично, а обговаривают их с учителями.
Еще один принцип – это сотрудничество с учениками. Сейчас, в 2017-м, в финской школе этому уделяется больше внимания, чем раньше. В будущем мы видим развитие образования в Финляндии именно в интеграции между учителями, предметами и сотрудничестве с учениками. Например, учитель математики и учитель физической подготовки должны сотрудничать, интегрировать свои предметы, чтобы придумать что-либо новое для учеников.
Наши руководители в области образования доверяют школам и директорам и не очень сильно вмешиваются в процесс работы школы. Основой для того, чтобы работа была плодотворной, является то, что у всех нас один уровень образования – университетский. Хочу подчеркнуть, что уровень учителей и директоров в финских школах очень высокий.
Важно, сколько времени учителя выделяет на то, чтобы учить и сколько на то, чтобы быть соратником для учеников. Если вы посмотрите не современного учителя в Финляндии - он любит не просто стоять и проводить лекцию, а больше заходить в аудиторию и помогать ученикам самостоятельно искать ответы на вопросы, которые возникают.
Проблема финского образования, такая же, как и в Украине: большинство учителей (90%) - женщины. Сейчас в Финляндии из тех, кто учится на учителей, 30% парней. Но только 1 из 20 проходит квалификационные экзамены на учителя. Мужчины не очень любят заниматься образованием. В своей жизни я никогда не встречал женщину, которая смогла бы жить с мужчиной, который ничего не понимает.
Наше министерство образования дает нам основные направления в развитии учебных планов. После того, как нам дают общие установки, начинается основная работа, когда школы и учителя разрабатывают учебные программы на свое усмотрение. Именно учителя и школы являются основными разработчиками программ. Если вы поездите по разным школам Финляндии, то увидите, что школы немного отличаются друг от друга, потому что каждая школа закладывает в основу работы свою особенность. Поддерживает эту работу доверие к учителям - как со стороны директоров, так и со стороны министерства образования. В такой системе учителя сами хотят развиваться, что-то сделать для школы.
Как создавать в школах что-то особенное? Я бы порекомендовал вам отслеживать достижения других школ – тщательно обдумываете, что из этого можно взять для себя. С моей точки зрения, лучше быть творческим новатором и придумывать то, что больше подходит для вашей культуры, истории и страны. При этом стоит быть внимательным - если вы находите что-то интересное в других системах образования, нужно думать, как это можно использовать в своей среде, как адаптировать к тому, что есть вокруг. Хочется, чтобы после реформы образования в Украине вы увидели большее количество уникальных школ, чем тех, которые выглядят одинаково.
Когда вы делаете что-то новое, вы всегда совершаете ошибки. Давайте относиться к ошибкам как к чему-то такому, что дает возможность развиваться. Мой лозунг после 22 лет работы директором – хорошо снова делать ошибки.