Стеклянный саркофаг убивает Исторический музей
Вместо музея современного искусства – апофеоз разгильдяйства власти. Стеклянная пристройка к Историческому музею, которая должна была стать новым корпусом для современных экспозиций, оказалась западней, которая уничтожает здание.
Идея обновить Исторический музей им. Сумцова появилась еще в 2011 году, когда была мода на масштабные реконструкции. Вместе с парком Горького и филармонией проект должен был продемонстрировать заботу власти о досуге харьковчан. Парк давно обновили за кредитные средства, филармонию поочередно «тянет» каждый новый губернатор, а вот реконструкцию Исторического музея так же быстро приостановили, как начали – проект утвердили в 2011 году, на возведение каркаса сразу потратили 9,5 миллиона, подрядчику пообещали еще 48, но финансирование прекратилось, и в феврале 2014-го строители окончательно покинули проект. А музей остался жить со своим хрустальным сиамским «саркофагом». Это соседство стало опасным: щель, оставленная строителями между двумя корпусами, стала местом накопления и стока для снега, льда и воды. Больше всего страдают от парникового эффекта хранилище письменных источников и живописи, а также сейфовая комната.
– Мы не являлись заказчиком работ, – оправдывается теперь директор музея Владимир Цыгулев. Именно его публичное заявление о том, что соседство с пристройкой разрушает историческое здание Исторического музея, вызвало волну внимания к давней реконструкции. – Заказчиком являлось управление архитектуры облгосадминистрации, и зачастую мы даже не видели смет и не могли повлиять на то, что пристраивается.
Идея обновить Исторический музей принадлежала тандему Добкина и Кернеса, которые на тот момент представляли региональную власть – в области и городе соответственно. За работу взялась фирма «Ароф» придворного архитектора Сергея Чечельницкого. Кстати, на своем официальном сайте компания до сих пор гордится реконструкцией как законченным проектом. Подрядчиком был «Жилстрой-2» – компания, которая за право участия в «кооперативных схемах» по бесплатному получению земли в долг построила несколько имиджевых проектов горсовета. Городские мужи обещали, что основное финансирование культурных объектов будет производиться не за счет бюджета, а за счет поступлений от продажи спортивных объектов младоолигарху Сергею Курченко. Но Курченко исчез, с ним и его миллионы, денег на культуру никто не дал. Искать новые источники финансирования не стали, о музее забыли.
Спустя семь лет сотрудники музея решились говорить и теперь просят денег на неоконченную реконструкцию. По словам заместителя директора Исторического музея по хозяйственной части Виталий Спивака, излишних трат можно было бы избежать, своевременно законсервировав новострой.
– Нужно было всего 15 тысяч гривен, мы запрашивали строительную схему, чтобы обеспечить подогрев новой крыши. Тогда бы снег и лед не попадали в щель между зданиями, не напитывали бы кирпич и не разрушался бы исторический корпус. Но этих денег никто не выделил. Свои мы не можем потратить – сразу нецелевые траты, уголовная статья, – говорит Виталий Спивак.
Сейчас деньги, заработанные на экскурсиях, музей тратит на спасение экспозиций фонда. В комнатах, которые соседствуют с мокрой стеной, примыкающей к новому корпусу, хранятся картины, ткани, металлические изделия. Экспонаты портятся из-за постоянной влажности и грибка – за реставрацию одной из картин музей уже заплатил 7 тысяч гривен.
Консервация объекта и обследование его специалистами, считает эксперт архитектор Олег Дроздов, – действительно могли бы дать понимание, как решить проблему сохранения исторического здания и что делать с современным. Агрессивное воздействие климата нивелируется современными системами климат-контроля. Не о новой реконструкции, а о системе климат-контроля просят и в дирекции музея.
Через четыре года парникового периода жалобам музейщиков вняли в областном совете. Теперь тут обещают выделить из бюджета около 50 тысяч гривен – на продолжение реконструкции и решение вопроса с вентиляцией. Оперативно этот вопрос вряд ли удастся решить, поэтому в музее думают, как пережить еще одну зиму: лед и снег между корпусами снова придется чистить вручную.