Прогулки с Андреем Парамоновым. Сад «Тиволи» на Благовещенской улице
В 2014 году Харьковский городской совет вернул скверу «Пищевик» его первоначальное имя – сад «Тиволи». Сложно сказать, насколько это знаковое событие, поскольку нынешний сад выглядит настолько дешево, что не соответствует имени, которое он получил в дореволюционное время от старинного парка развлечений в столице Дании Копенгагене.
Трудно представить, что ландшафтный парк, который стал основой для Тиволи, был разбит председателем палаты уголовного суда Слободско-Украинской губернии коллежским советником Георгом фон Минстером в конце XVIII столетия. Большая его часть была за пределами городской черты, хотя на ряде планов Харькова 1785-1817 годов предполагалось, что усадьба фон Минстера войдет в городскую черту целиком, а Благовещенская улица отделит парк от усадьбы. Однако только план 1822 года, утвержденный императором Александром I, будет принят к исполнению. Фон Минстер продал отделенную парком усадьбу дворянину Адольфу Ивановичу де-Роберти – содержателю частного пансиона в Харькове.
Следующим владельцем имения на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц с 1843 года становится жена подпоручика Саввы Васильевича Абазы Варвара Сергеевна, урожденная Цурикова. Абазы строят двухэтажный каменный дом и благоустраивают усадьбу, при этом вся она целиком входит в городскую черту только через три года, как можно видеть по плану Харькова.
На 1874 год эта обширная усадьба принадлежит купцу, потомственному почетному гражданину Николаю Александровичу Гладкову, значится она под № 28 по Благовещенской улице. Дом и участок купцу нравились, но уход за огромным парком, который ещё недавно был самым крупным частным парком в городе, приносил одни расходы.
Гладкову, можно сказать, повезло, что в 1881 году усадьбу с парком взял в аренду мещанин Николай Степанович Буюмов, который стал вскоре харьковским купцом. Владельца усадьбы не смущало, что в их дворе развернется парк развлечений. «Тиволи» был открыт 1 мая 1881 года и сразу же ворвался в мир общественных развлечений Харькова во всей своей красе. Из сада «Тиволи» осуществил свой четвертый полет в Харькове на аэростате Михаил Лаврентьев. На открытии зимнего сезона был устроен ледяной дом с превосходнейшей иллюминацией, у которого проходили детские вечера и фейерверки. Вход за 40 копеек не остановил публику, между тем, помимо развлечений и оркестров в саду были концертный зал и открытая летняя театральная площадка.
Уже в 1883 году здесь действовали две труппы, одна опереточная и одна драматическая. В 1884-м здесь была представлена опера Вазена «Путешествие в Китай». В 1885 году в «Тиволи» проходили гастроли оперной певицы Э. Павловской. После постройки в 1886 году Буюмовым нового здания для летнего театра весной и летом 1887 года харьковский оперный театр постоянно выступал на сцене «Тиволи», 1 мая на открытии сезона давали оперу Глинки «Жизнь за Царя», 12 мая оперу Римского-Корсакова «Снегурочка», 4 июня оперу Верди «Риголетто». В 1888 году весь летний сезон здесь выступала труппа Калиновича, в некоторых спектаклях принимали участие Саксаганский и Заньковецкая. В том же 1888-м здесь выступали китайские фокусники, а также драматическое товарищество под руководством Е. Яблочкиной и Н. Журина. В 1890 году с 19 июня в «Тиволи» давала представления труппа Марка Лукича Кропивницкого, а 30 мая 1895 года была премьера оперы «Мазепа». Список таких премьер можно долго перечислять! В 1896 году снова была труппа Кропивницкого, в премьерном спектакле «Вий» от факела чуть не сгорел актер игравший Вия, Г. Тихонович, а публика чуть было не бежала из сада, лишь появление на сцене самого Марка Лукича успокоило публику.
Помимо театральных представлений «Тиволи» устраивал невиданные ранее в Харькове развлечения: зимой ледяной каток, а на нем всевозможные соревнования на коньках; новогоднюю елку с непревзойденной иллюминацией и детскими подарками; летом запускались воздушные шары, а, например, в 1895 году с такого шара прыгнула с парашютом Ольга Древницкая; не успели в Париже открыть Эйфелеву башню, как в «Тиволи» открыли свою 30 июля 1889 года, украсив её разными огнями и электрическими солнцами, а в день открытия на её вершине музыкант Дрейслер исполнил соло на трубе. Кроме этого, устраивались искрометные фейерверки, соревнования стрелков, бенефисы артисток, праздники цветов и зелени на Троицу.
Вот что не подошло для «Тиволи», так это устройство полноценного цирка. После масштабных гастролей цирка Фюрера в 1890 году здесь больше не устраивали специального балагана, он стеснял посетителей сада. Отпугивал публику и устойчивый противный запах. Однако отдельные цирковые артисты выступали на летней сцене.
В «Тиволи» практически всегда была хорошая кухня, кроме ресторана посетителей принимали буфет и пивной ларек. Поваров выписывали из-за границы, на худой конец из Петербурга и Москвы. Вот например, какой обед предлагался 11 мая 1885 года ценой в 1 рубль: ботвинья, осетрина и балык, пирожки, жульен, котлеты пожарские со свежими бобами, жаркое из утки, салат с огурцами, артишоки баригуль, сладкое, салат «оранж», кофе.
Между тем «Тиволи» был не единственным садом развлечений, на пятки все время наступали «Бавария», «Стрельна», «Претория», «Аквариум» и другие. Чтобы удерживать публику, требовались управляющие, которые могли предложить новое и диковинное. В 1895 году в «Тиволи» сменился арендатор: на смену Буюмову пришел харьковский купец 2-й гильдии Виктор Васильевич Жаткин. С 20 октября 1895 года Жаткин заменил газовое освещение на электрическое, поначалу все было устроено электромехаником Александром Колычевым, но уже весной 1896 года его сменила Петербургская фирма «Сименс и Гальске».
Но «Тиволи» для Жаткина был маленьким садом, без возможности развернуться, тем более тут же по соседству жили владельцы, некоторым из семьи Гладковых коммерсант был несимпатичен. Неслучайно Жаткин арендует в 1902 году усадьбу Филонова, где устраивает кафешантанное заведение «Буфф», имеющее прежде всего зимний концертный зал. И вот когда 30 мая 1903 года умирает Николай Александрович Гладков, его супруга Надежда Дмитриевна извещает Жаткина о том, что контракт на аренду продлеваться не будет.
В 1905 год в сад «Тиволи» возвращается старый арендатор – купец Николай Степанович Буюмов, который в том же году занялся существенной перестройкой сада. До него в саду «Тиволи» были летние деревянные постройки: буфет, пивной и цветочный павильоны, кабинеты для гостей и др. сооружения. Буюмов перестроил буфет в летний театр, кабинеты в открытый буфет, павильон для музыки перенес с главной аллеи в глубину сада, все это сделали за несколько дней до десятка рабочих под управлением подрядчика Евстраторова и управляющего садом Л. Е. Эренбурга. Летний деревянный театр стал одним из самых притягательных для харьковчан, сюда потянулась публика, не прочь были выступать известные исполнители романсов и театральные труппы.
В 1906 году Буюмов подает прошение о сносе старого деревянного театрального павильона и строительстве нового, тоже деревянного, летнего театра. Во время осмотра сада «Тиволи» младший инженер строительного отделения Мельгунов нашел нарушения в постройках, которые были сделаны без разрешения, Буюмов выплатил крупный денежный штраф.
Открытие летнего сезона 1906 года состоялось 29 апреля, грандиозная программа превзошла конкурентов. Во время ужина шел концерт иностранных и отечественных исполнителей, известных всей империи. Роскошный буфет и образцовая кухня были дополнены лучшими винными погребами Харькова купцов Бауэра и Жевержеева, а пиво представлено со складов рижских заводов Вальдшлесхен и Стрицкого. В августе 1906 года был открыт и новый летний театр, потрясший своей отделкой публику.
Историю сада «Тиволи» наполняла бесконечная череда скандалов, происшествий, краж и покушений (в том числе и на губернатора Оболенского). В полицейской хронике Харькова ежедневно отмечаются события у «Тиволи», агенты сыскной полиции вынуждены были держать вблизи него постоянный пост. Однако мы не будем потрясать скандальной хроникой.
В годы советской власти сад «Тиволи» уменьшился наполовину за счет постройки в 1927-1930 годах клуба окружного комитета союза «Пищевик», в год его открытия сад получил то же имя. Конечно, это жуткое прозвание сада нужно было изменить, но вряд ли унылые деревца нынешнего сквера тянут на громкое «Тиволи», тем более что его прообраз и сегодня процветает в Копенгагене.
Автор: Андрей Парамонов