Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову: дом купца Моисея Фаянса по Мироносицкой улице

Прогулки по Харькову дом купца Моисея Фаянса по Мироносицкой улице. Фото: KHARKIV Today/Сергей Козлов
Прогулки по Харькову дом купца Моисея Фаянса по Мироносицкой улице. Фото: KHARKIV Today/Сергей Козлов
На углу Мироносицкой и Госпитальной улиц расположился доходный дом в три с половиной этажа.

На углу Мироносицкой и Госпитальной улиц расположился вполне себе симпатичный доходный дом в три с половиной этажа.

Его построили в 1910 году по проекту архитектора Михаила Фёдоровича Пискунова харьковский купец Моисей Шмулевич Фаянс и его супруга Марьяна Евелевна, купив до этого пустой земельный участок. Симпатичный дом в стиле модерн до ужаса «изнасилован» современниками и лишился многих своих деталей (особенно жаль балконы с изящными коваными решетками). В то время в доме были все блага цивилизации: центральное электричество, водоснабжение, канализация, центральное паровое отопление и городской телефон. Тем не менее, 15 июля 1912 года Фаянсы продают дом инженеру-технологу Исааку Иоселевичу Сильману.

В 1919 году в доме было 10 квартир, лавка одного из квартирантов Соломона Левинсона и дворницкая. Когда в 1920 году здание национализировали, здесь располагалось 38 квартир, в которых проживало не менее 70 человек, по большей части служащие, инженеры, медики и студенты различных институтов. С 1921 года одну из квартир занимал директор Харьковского музея Украинского искусства и профессор кафедры искусствоведения Харьковского художественного института Стефан Андреевич Таранушенко с супругой, Зинаидой Алексеевной.

Можно сказать, что его квартира на втором этаже была одной из лучших: двухкомнатная, общей площадью более 20 квадратных метров. Часто здесь останавливались его отец и мама, позднее пошли дети, а в доме начались проблемы с ремонтом, работой печей на общих кухнях. Вместе с отцом, Андреем Петровичем Таранушенко, Стефан Андреевич установил на кухне железную печь для приготовления еды. Смекалистые уроженцы Лебедина выгодно использовали нишу в коридоре перед квартирой, устроив в ней кладовку. Поскольку каменного сарая всем не хватало, они также сделали деревянную пристройку для дров и хранения разного рода вещей. Не удивлюсь, если там был и погреб. Балкон, с которого открывался потрясающий вид на нынешние улицы Маяковскую и Мироносицкую, где Таранушенко фотографировался со своими детьми, до сегодняшнего дня, к сожалению, не сохранился.

В 1927 году Стефану Андреевичу пришлось отписываться в контрольно-технологическое управление о том, что он рад бы убрать металлическую печь, но сделает это только тогда, когда будет восстановлена работа основных печей. Кладовку его тоже обязали ликвидировать, однако он просил ее оставить. Не менее жёсткими требованиями было и указание убрать пристройку к сараю, чтобы избежать принудительного разбора. В таких условиях и жил профессор Таранушенко, хотя несомненно был счастлив, пока в 1933 году из этой квартиры его не забрало НКВД. Сюда он больше не вернулся.

Это ещё один мемориальный дом, где должны быть мемориальная доска Стефану Таранушенко, благодаря деятельности которого мы можем видеть уникальные постройки прошлого – храмы деревянного зодчества, здания гражданской архитектуры не только Слобожанской, но и всей Украины.

АНДРЕЙ ПАРАМОНОВ

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.