Фотограф Соня Плакидюк: «Хлывнюк и Потап ненавидят фотографироваться»
Длинные рыжие волосы, красная помада, красный маникюр и очки-бабочки в толстой оправе, - Соня Плакидюк выглядит гламурно. Впрочем, никакой заносчивости, которую зачастую приписывают работникам данной сферы, в ней нет и близко – девушка говорит просто и часто шутит. Плакидюк приехала на Dafi Fashion Days в Харьков, чтобы возглавить жюри конкурса «Заскочені на фото». «ХН» расспросила девушку об особенностях ее работы, состоянии украинской fashion-индустрии и капризах звезд.
- Помните ли Вы день, когда твердо решили стать фотографом?
- Мне кажется, это такая штука, которую невозможно твердо решить. Ты занимаешься чем-то, что находится в твоей стране в зародыше. Поэтому, когда я вякнула маме или папе, что хочу быть фотографом, они посмотрели на меня как на идиотку - я их понимаю, потому что это было неблагонадежно. Как бы ванильно не прозвучало, я просто шла по зову - даже не сердца и не души, а по зову того, что умею делать. Несмотря на это, я все-таки закончила нормальную специальность – шесть лет магистратуры электрокибернетики. Все это время я снимала и совершенствовала свои навыки, хотя нигде этому не училась. Мне кажется, что это не я решила заниматься фотографией, а фотография решила, что ей меня не хватает.
- Почему именно fashion-фотография?
- Мама говорит, что я еще в детстве любила валяться с журналами «Бурда». (Смеется) Видимо, меня, как и всякую девочку, притягивал мир красивых платьев. С младых ногтей меня можно было уронить в обморок видом красивого платья. Кроме того, моя мама всегда следила за модой, у нас были книги 50-х годов с лекалами, рисунками – я интересовалась этим еще в разрезе маминых увлечений, которая, к тому же хорошо шьет. С развитием технологий появился интернет и все, что я хотела узнать о моде, могла найти достаточно быстро. Меня это влекло, и я решила этому не сопротивляться. В 16 лет ты не понимаешь, почему именно мода – тебе хочется попробовать себя в этом русле. В то время наша fashion-индустрия представляла из себя достаточно местечковый бизнес – было всегда два именитых дизайнера. Волею случая я попала к одному из них – Лилии Пустовит. Я работала у нее визажистом около двух или трех сезонов. Потом я начала снимать для нее рекламные кампании, лукбуки и так завертелось, понеслось.
- Что нужно знать обывателю о сегодняшних тенденциях в fashion-фотографии?
- Обывателю не столько нужно знать о тенденциях, сколько о том, что в принципе такое fashion-фотография. У многих есть заблуждение, что fashion-фотограф – это человек, который снимает красивые картинки. На самом деле все гораздо более приземленней: fashion-фотография не делает ничего, кроме как обслуживает бренды, заставляет покупателя купить то, что продают. Не все то золото, что блестит и не все то fashion-фотография – что красивая девочка в летящем платье. Изначально нужно разобраться в этом и не путать бабу с рыбой, понять, что лежит в основе. Что касается тенденций, они очень переменчивы, потому что мода – это не что-то постоянное. Ты постоянно должен меняться, чтобы продуцировать энергию. Поэтому достаточно просто покупать глянец, пролистав который ты можешь понять что-то касаемо тенденций. Совет номер один, если вы хотите разбираться в течениях – откройте свежий номер Vogue или Harper’s Bazaar.
- Когда идет фотосессия, Вы участвуете в разработке образа человека, которого снимаете или просто исполняете заказ какого-либо бренда?
- На середине своего творческого пути мне хотелось, чтоб было, как за границей, где фотограф не делает чужую работу – не красит модель, не чешет ее, не приносит вещи на съемку. Но, к сожалению, а может и нет, у нас все происходит таким образом, что если ты не вмешаешься в процесс, лыжи ехать не будут и результат окажется плачевным. Я всегда стараюсь максимально участвовать в процессе, потому что уже набивала шишки на этом, когда, например, полностью полагалась на стилиста, и понимала, что он запорол работу всех - но под работой же не напишешь: «Вообще-то я классная, просто стилист такой лошпед попался». Мне кажется, это правильно, когда в команде есть лидер, который ведет к чему-то. У меня есть такие качества, поэтому считаю, что глупо этим не пользоваться. Я такой себе повелитель оркестра, и буду стоять над душой у каждого, чтобы мне было нестыдно за результат.
- От чего Вы получаете большее удовольствие – от процесса съемки или непосредственно от результата?
- Я недавно для себя определила точку наивысшего наслаждения на съемке – это тот момент, когда человек, которого я снимаю впервые, видит, что получается и кричит что-то типа: «О Боже, как красиво! Боже, это лучший день на планете!» Я понимаю, что мы переходим на какой-то другой уровень энергообмена: человек мне полностью доверяет, и я вижу, что сделала его счастливым. Как бы банально не прозвучало, я действительно люблю делать людей счастливыми, и если я могу это делать, то why not?
- Работы каких фотографов Вас вдохновляют? У Вас есть личный топ?
- Это люди, которые остаются на этом Олимпе уже много лет – это Мерт и Маркус: не понимаю, как им удается действовать в тандеме, мне кажется, я бы ни с кем не сработалась. Это моя любимочка в плане подачи, стилистики и личности Эллен Фон Унверт. Стивен Майзел само собой, Паоло Роверси. Все те, кто давно себя зарекомендовал. Никого нового я почему-то для себя не вычленяю – очень много сейчас фотографов и доступа к ним. Постоянно что-то смотрю, но не всегда запоминаю их имена.
- Вы много работаете со звездами. С кем из них было работать сложнее всего?
- Конкретно у меня скандалов не было. Меня все так пугали Олей Поляковой, что она такая взбаламошная, взрывная. Но на самом деле… Когда ты делаешь то, что артисту нравится, он не может к тебе быть плохо настроенным, он не будет мотать тебе нервы, топать ножкой. Конечно, если ты раздраконишь его, опоздаешь, будешь задавать некорректные вопросы, тратить время впустую и ломать артиста, особенно женщину, рассказывая, что ее представление о красоте – фигня, в итоге получишь какую-нибудь злую Олю Полякову.
- А с кем бы хотели поработать?
- Наверное, с Джессикой Лэнг. Для меня это образец того, как интересно бывает, что женщина, актриса в зрелом возрасте гораздо магнетичней, притягательней и красивей, чем она была в молодости. Ты понимаешь, что та харизма, которая росла вместе с ней, на седьмом десятке ее жизни усиливает ее красоту.
- Поведение женщин и мужчин отличается на съемках? Вам комфортнее работается с женщинами?
- Конечно! Нормальные мужчины не любят фотографироваться. Я обычно так и говорю: «Ничего страшного, что Вы не хотите фотографироваться, было бы странно, если б Вы хотели!» Тот же Андрей Хлывнюк из «Бумбокса» или Потап ненавидят фотографироваться, но они понимают, что это издержки профессии. Ты либо фокаешься, либо не фоткаешься и сидишь как дурак с фотографиями десятилетней давности. Главное, что я могу им предложить – что сделаю это супер-быстро. Знаете, это как к врачу приходишь и он говорит: «Это будет быстро и безболезненно».