Начать с нуля. Переселенцы создают рабочие места для себя и харьковчан
Выходцы из Донбасса строят малый бизнес, опираясь на гранты и смекалку, а также запускают заводы, используя отлаженные технологии.
Самое главное — эвакуировали людей
Они могли бы давать мастер-класс по выживанию. У каждого за плечами — история бегства, спасения, мучительных поисков и стремительного роста. «У нас просто нет выбора» — так чаще всего объясняют переселенцы свою стойкость и успех в развитии бизнеса.
В 2014 году в нашем регионе зарегистрировались 291 предприниматель из зоны АТО, за 2015 год — 498, с начала 2016 года — около сотни, сообщили корреспонденту «ХН» в пресс-службе Главного управления государственной фискальной службы в Харьковской области. Всем им довелось строить свое дело с нуля — бизнесмены, которые спешно выезжали в разгар боевых действий, в лучшем случае, имели на руках лишь пакет документов. Да и то не всегда — в 2014 году сотрудники фискальной службы довольно часто восстанавливали переселенцам потерянные идентификационные коды, без которых о законном заработке не может быть и речи.
Оборудование, тем более современное, осталось на подконтрольной пророссийским боевикам территории. Вывезти его было невозможно: оккупанты не пропустили бы в лучшем случае, в худшем — послали бы ракету вдогонку.
«Перевезти металлургический завод — такого в истории еще не было. Тем более старое оборудование, которого на Донбассе немало — оно уже никому не нужно. А остальные предприятия — проще тут сызнова построить, взять кредит, если есть идея. Самое главное, что люди выехали из зоны АТО», — подчеркивает заслуженный экономист Украины Леонид Рубаненко.
Запускали заводы заново
Идею остаться в Донецке даже не рассматривали, сходу расставляет все точки над «i» пиар-менеджер компании «Биокон» Элла Ходанович. Популярный в Украине и за рубежом косметический бренд ушел из оккупированного Донецка летом 2014 года, оставив на малой родине два завода с высокотехнологичным оборудованием. Директор компании около года искал помещение. Осенью 2015-го завод в Харькове запустили в тестовом режиме, спустя месяц — в полную силу.
«На сегодня мы производим почти 100 % ассортимента, за исключением зубных паст и влажных салфеток — это оборудование было потеряно, а новое пока не закупили. Что касается рабочих мест — мы не только сохранили свои. Сейчас в Харькове занято 82 человека, из которых 30 — местные жители, остальные — наш персонал, выехавший из зоны АТО», — сообщила Ходанович.
Около года в поселке Васищево, что под Харьковом, выпускают бытовую химию марки «Милам», хорошо известную украинским домохозяйкам. На Слобожанщину компания перебралась из Луганска, оставив в оккупированном городе завод, который до войны выпускал ежемесячно 1,5 миллиона бутылок всевозможных моющих средств. Там невозможно работать, коротко объясняет причину переезда один из руководителей предприятия. Сырье не завезешь, да и бизнесом заниматься небезопасно — после оккупации в Луганск вернулись традиции лихих 90-х, с той лишь разницей, что оружия стало больше.
«Всякое случалось», — отмахивается от неприятных воспоминаний мужчина. Как и коллеги из «Биокона», глава луганского бренда самостоятельно искал по всей Украине завод, на базе которого можно было бы запустить производство. Вместе с начальником строить бизнес решились еще 20 сотрудников компании — до войны в ней работало 160 человек.
Завоевывают иностранные рынки
Последние два года белье отечественной марки Anabel Arto активно покоряет не только украинских модниц, но и жительниц Азербайджана, Казахстана, Беларуси, Польши, Германии, США и Болгарии. В Харьков из Луганска компания перебралась летом 2014 года, чудом прихватив кое-какое оборудование.
«Вопрос не в том, сколько у нас стояло собственно станков — у нас в Луганске подрядчики были (завод по производству женского белья). В Харькове пришлось искать новых, нанимать персонал. Но специалисты, от которых зависит развитие торговой марки, — 10 человек конструкторско-дизайнерского отдела, — переехали практически все», — рассказывает директор по экспорту Татьяна Лунина.
Война стала не только стрессом, но и стимулом двигаться дальше. Летом 2014-го компания разослала торговых представителей в страны Европы. «Нужно было что-то делать, потому что мы потеряли в Луганске и Донецке 20 % своих потребителей», — объяснила владелец марки Анастасия Дулина.
Сейчас в компании амбициозно присматриваются к новым иностранным рынкам и гордятся качеством своих изделий. Обращаем внимание на отзывы, носим свою продукцию и знаем, что и где нужно улучшить, ведь конструкторы нашей марки — женщины, делится секретами директор по экспорту.
«Мы могли бы развиваться еще динамичнее, но нам не хватает хороших швей», — признается владелица компании. О доме, который потеряли, сотрудники стараются не вспоминать.
«Понятное дело — не плачем, сопли не жуем, можно сказать: скорее не думаем», — отмахивается Лунина.
Грант на расписные пряники
В 2015 году меценаты пришли к пониманию, что поставлять гуманитарную помощь для переселенцев с Донбасса — не выход. Беженцы просили не еду, а работу. Поэтому вот уже около года в Харькове действует сразу несколько программ малых грантов для развития предпринимательской деятельности для переселенцев из Донецкой и Луганской областей. Их спонсируют международные и благотворительные фонды, ПРОООН и даже правительство Японии.
Жительница Луганска Екатерина Самарская-Сагайдаченко почти 10 лет посвятила сцене. Эстрадная певица выступала в Украине и за рубежом, защитила аспирантуру — и после переезда с оккупированного Донбасса переквалифицировалась в кондитеры. Давнее увлечение Екатерины — выпечка расписных пряников, помогло начать свое дело и выиграть грант ПРООН — 100 тысяч гривен.
«Использую лучшие натуральные ингредиенты, потому что мои пряники едят дети. Только сливочное масло, только хорошие специи — сама их перемалываю. Дядя присылает корицу в палочках из Португалии, здесь, в Харькове, уже нашла хороших поставщиков приправ», — хвастается Катя.
После получения гранта девушка смогла снять мастерскую, купила профессиональную печь, шкафы, столы и холодильник. И увеличила штат мини-пекарни: кроме Екатерины и ее мамы, над сладостями колдуют еще двое сотрудников-харьковчан.
Если первые партии луганчанки были не больше 10 штук, то сейчас она выпекает и расписывает в месяц по 5–7 тысяч пряников. И хотя половина процесса уже автоматизирована (появились тестомесы), мастерица по-прежнему раскатывает, вырезает и расписывает сладости вручную. У создательницы пряников, цена которых стартует от 15 гривен, уже появились постоянные покупатели в Харькове, Одессе и Киеве.
Переселенцы организовывают совместные проекты
Грантом может быть не только сумма на развитие бизнеса, но и офис. Международный благотворительный фонд «Каритас» организовал для переселенцев социальное бизнес-пространство на 30 рабочих мест в районе метро «Ботанический сад».
«Чтобы они быстрее социально адаптировались, фонд выделил места в коворкинге и для четверых харьковчан. Мы подбирали резидентов, чтобы они не конкурировали друг с другом, а были взаимовыгодны», — рассказала руководитель социального бизнес-пространства Светлана Воробьева.
В центре, поделенном на функциональные зоны, плечом к плечу работают юрист и архитектор, кондитер и организатор детских мероприятий. Кроме 28 рабочих мест, есть небольшая комнатка, где трудятся две швеи.
«Ребята уже обзаводятся клиентами, ведь рядом много общежитий. Студенты забегают починить одежду, IT-компании регулярно заказывают для корпоративов угощения», — отметила Воробьева.
«У нас есть детский педагог, которая дважды в неделю проводит праздники. У нее все так красиво — специальные фартушки для малышей шьет. Кстати, заказывает их у наших портних. В коворкинге ребята еще и между собой работают, устраивают совместные проекты. Все такие позитивные, никто не опустил рук, не жалуются, не ноют», — нахваливает коллег по коворкингу переселенка-дизайнер Светлана Кобозева.
Для Светланы это уже третий грант — переехав из Алчевска, женщина всерьез занялась тем, что много лет было просто хобби — дизайном интерьера.
«Я восстанавливала мебель в разных техниках, использовала мозаику, декупаж, но раньше делала это для себя, друзей и родственников. И плафоны люстр перекрашивала, и картины под интерьер, и аппликации на обуви, а также верхней одежде. Сейчас я уже немного отошла от реставрации, больше занимаюсь дизайном помещений», — говорит Светлана.
Вместе с архитектором женщина оформила коворкинг. На ресепшне стоит забавная табличка «Уходя не забывайте», которая напоминает, что в любой ситуации не нужно оставлять ключи от квартиры, машины, мобильный и… мозг.