В Харькове отремонтируют ступеньки на Университетской горке почти за 10 млн гривен
В историческом районе Харькова ремонтируют не только Вечный огонь, но и ступеньки на Университетскую горку.
Работы в районе Университетской горки продолжаются уже три месяца. По информации представителей городского совета, этот район пострадал в результате боевых действий: из-за вражеских обстрелов и постоянной вибрации на склонах зафиксировали оползни.
"Детонация повлекла за собой сдвиг на склоне. Если бы мы не приняли срочные меры, это могло бы привести к трагедии: внизу расположены улица Клочковская и спуск, и есть реальная угроза для жизни людей", — сообщил заместитель городского головы, директор департамента строительства и дорожного хозяйства Дмитрий Липовой.
У Вечного огня планируют сделать смотровую площадку, а на лестницу на Университетской горке потратят почти 9,5 миллиона гривен.
"Коммунальщики хотят сделать следующие работы: разборка лестницы из гранитных блоков (с последующим монтажом) размером 504 кв. м., очистка и приведение кирпича (гранитных блоков) после разборки конструкций в подходящее для повторного применения состояние, отделка ограждения, декоративная штукатурка фасадов, обертывание балок сеткой, облицовка лестниц цельными гранитными плитами толщиной 150 мм объемом 504 кв.м., обрамление бетоном. В мае этого года также был заключен договор на 122 000 грн на разработку проектной документации на капитальный ремонт этих ступенек", — пишет ХАЦ.
Что интересно, работы здесь идут около месяца, а тендер в городском совете объявили только сейчас.
Все работы здесь должны быть завершены до конца 2025 года.
История лестницы на Университетской горке
В XVII и первой трети XVIII века попасть в Старый город, или в цитадель, можно было только через проездные башни харьковской крепости, писал когда-то для KHARKIV Today исследователь истории Харькова Андрей Парамонов.
"В 1720-е годы самая маленькая Тайницкая башня крепости стала разрушаться и ее разобрали, а монахи Покровского коллегиумского монастыря решили провести дорогу к реке Лопань, где у них были пивоваренные. Дорога проходила вдоль крепостного вала и оврага, постепенно опускаясь вниз. Инженер-капитан Матиас Ретч, составивший в 1730 году первый топографический план на Харьковскую крепость, был поражен такой халатностью. С точки зрения фортификации это было явное нарушение оборонной способности Харькова. И хотя пожар 1733 г. уничтожил все деревянные укрепления крепости, в последующие годы дорогу ликвидировали. Но с открытием университета проход для горожан в здание губернаторского дворца стал свободным, и жители 3-й части города начали подниматься в центральную часть города по склону Университетской горки. Конечно, осуществить такой подъем можно было только летом, и то, если не было дождей", — писал Парамонов.
Лестницу построили по проекту архитектора Федора Данилова, а в 1930-х годах лестница перестроилась в конструктивистском стиле по проекту архитекторов П. С. Крупко и Г. Д. Иконникова. Лестница, которую мы видим сегодня, возведена по проекту архитекторов Б. Г. Клейна и И. И. Приходько в 1957 году.