Натисніть "подобається", щоб слідкувати за KHARKIV Today на Facebook

Прогулянки по Харкову з Андрієм Парамоновим. Купець Григорій Єнуровський і нова Каплунівська церква

Харьковское художественное училище и новая Рождество-Богородичная (Каплуновская) церковь. Фото нач. XX ст.
Про затяжне будівництво нової Каплунівської церкви і купця, який зіткнувся з консерватизмом вірян.

Событие, которое произошло 24 апреля 1892 года, в Харькове было вполне рядовым: прихожане Рождество-Богородичной Каплуновской церкви избрали церковным старостой харьковского купца 2-й гильдии Григория Григорьевича Енуровского. Тогда никто не мог подумать о том, что эти выборы изменят облик тогда ещё Немецкой улицы, ведь Енуровский стал одним из инициаторов постройки новой Рождество-Богородичной церкви по проекту архитектора Алексея Николаевича Бекетова. Енуровский пожелал быть похороненным в особой усыпальнице, которую закладывали одновременно с храмом, а чтобы любоваться красавицей церковью, построил рядом и новый доходный дом, одну из квартир в котором оставил за собой.

В начале 1850-х годов в Харьков переехали дети бердичевского купца Григория Семеновича Енуровского. Обстоятельства их переезда неизвестны, но здесь их приютила родная тётка, жена харьковского купца 3-й гильдии Евана Егоровича Наседкина Анна Семёновна. В 1853 году старший из детей Фёдор Енуровский купил первую свою лавку в Гостином дворе по Горяиновскому переулку, где начал вести торговлю мануфактурой. Средний, Григорий Енуровский, некоторое время был приказчиком у вдовы Наседкиной, дочь Прасковья была выдана замуж, а младший Николай получал образование. Поначалу семья Енуровских проживала за рекой Харьков в Воскресенском приходе.

Основанный в 1870 году торговый дом братьев Фёдора и Григория Енуровских вышел на пик продаж в 1878 году, а в начале 1880-х Енуровские стали известны так называемой «дешёвой распродажей», когда продавали в своих магазинах в определенное время ткани по ярмарочным ценам. Обороты торгового дома Енуровских выросли со 100 тысяч рублей в год до двух миллионов рублей. В Гостином дворе было уже восемь номеров лавок, плюс магазины на Рыбной, Университетской, Горяиновскому переулку за Успенским собором.

Младший из братьев, Николай, приобрел домовладение в Воскресенском приходе. Старший, Фёдор Енуровский, купил дворовое место по Конторской улице. А Григорий Енуровский в 1883 году строит каменный дом по Садово-Куликовской улице на углу с Губернаторской по проекту Бориса Семёновича Покровского. Очаровательный одноэтажный дом на каменном полуэтаже с мезонином до наших дней не сохранился. Дом был великоват для семьи Григория Енуровского, ведь у него с супругой Анной Ивановной детей не было, а внаём он не сдавался. Здесь на первом этаже в великолепно обставленной гостиной проходили музыкальные вечера, куда приглашались известные музыканты и композиторы, в том числе Шаляпин и Рахманинов.

Проект дома Григория Енуровского по Садово-Куликовской улице и автограф владельца, 1883 год. Публикуется впервые
Проект дома Григория Енуровского по Садово-Куликовской улице и автограф владельца, 1883 год. Публикуется впервые

Видимо, в начале 1890-х годов Григорий Енуровский начал думать о вечном, поэтому стал председателем строительного комитета по постройке новой Каплуновской церкви. Помимо него в строительный комитет вошли директор Технологического института, действительный статский советник Виктор Львович Кирпичев, Харьковский купец Семён Яковлевич Толкачев, священник Василий Добровольский, а также составитель проекта церкви архитектор Алексей Николаевич Бекетов. Последний взялся безвозмездно руководить постройками.

После всех разрешительных процедур и утверждений проекта прошло два года, прежде чем 24 апреля 1896 года было выбрано место для строительства нового храма. 15 сентября того же года около 11 часов он был заложен, богослужение проводил преосвященный Пётр, епископ Сумской, с причтом и при хоре архиерейских певчих в присутствии харьковского губернатора, гофмейстера двора Германа Августовича Тобизена.

В фундамент новой Каплуновской церкви был заложен ящик с актом закладки, написанным на пергаменте, украшенном виньетками в древневизантийском стиле: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основана церковь сия во славу Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго Рождества Ея, при державе Благочестивейшаго Великаго Государя Императора Николая II Александровича, при святительстве высопреосвященнейшаго Амвросия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, при харьковском губернаторе Г. А. Тобизене, ктиторе храма Г. Г. Енуровском, членах комиссии: В. Л. Кирпичеве и С. Я. Толкачеве, священнике В. Добровольском, в бытность городским головой И. Т. Голенищева-Кутузова, по проекту архитектора академика А. Н. Бекетова, в лето от сотворения мира 7404, от Рождества же по плоти Бога Слова 1896, месяца сентября 15 дня».

С самого начала не всё шло гладко в постройке нового Каплуновского храма, это касалось и сбора необходимой суммы, и заготовки строительных материалов, а более всего отношений между прихожанами. Многие из них, будучи консервативно настроенными, вышли из прихода в церковь Жен Мироносиц. Их смущала очень активная позиция, которую занимали промышленники с требованиями устройства склепов при храме, учреждении новых приделов во имя своих родителей. Так, купец Павел Павлович Рыжов пожертвовал 8000 руб. на придел Святителя Иоасафа Белгородского, но при условии устройства фамильного склепа в подвале нового храма, и прихожане вынужденно согласились. Второй фамильный склеп создавался для церковного старосты Григория Енуровского, который вложил в строительство 12000 рублей. Харьковский мещанин Андрей Александрович Матвеев внес 5000 рублей, но с условием, чтобы один из приделов был в честь Преподобной Олимпиады в память о своей матушке. Он же внёс ещё 1000 рублей для вечного поминовения Олимпиады, Александра, Василия, Андрея и Анисьи.  Притом, что денег на строительство не хватало и подобные вещи были общеприняты, не очень они нравились простым прихожанам. Самым скромным жертвователем можно было бы признать харьковского купца Петра Степановича Гончарова, который передал в храм дарохранительницу.

Старая и строящаяся Рождество-Богородичные церкви по Пушкинской улице. Фото начала XX столетия
Старая и строящаяся Рождество-Богородичные церкви по Пушкинской улице. Фото начала XX столетия

Между тем, строительство, начатое в 1902 году, было окончено только в 1912-м – не самые быстрые сроки для, в общем-то, миниатюрного по меркам Харькова храма. При этом полностью храм довели до проектного вида только в 1915 году. Уже с 1902 года строительный комитет возглавил генерал от инфантерии Алексей Фёдорович Озеров, а после него харьковский купец Павел Павлович Рыжов. В комитет вошли дворянин Константин Михайлович Бич-Лубенской, действительный статский советник Гаврила Иванович Керцелли, харьковский губернатор, князь Иван Михайлович Оболенский и тайный советник Михаил Мартынович Алексеенко. На строительство ушло 154 205 рублей, только деятельное участие и поиск средств священником Василием Добровольским способствовал удачному завершению строительства.

Пока Григорий Енуровский был церковным старостой, он приобрёл два дворовых места на углу Пушкинской улицы и нынешней улицы Искусств (тогда Каплуновский переулок) у вдовы Марии Филипповны Тарановой. Супруг Тарановой, унтер-офицер военных поселений Николай Васильевич Таранов, купил их в 1850-е годы. Он сделал вполне удачную карьеру для своего звания. В 1863 году Таранов записался в харьковские мещане, служил письмоводителем в канцелярии Харьковского губернского предводителя дворянства, получил чин титулярного советника и звание потомственного почетного гражданина.

Дворовое место было очень большим по меркам Харькова и до 1895 года даже разделялось на четыре участка: 1, 3, 5 и 7. Но в 1896 году, уже после смерти владельца, вновь вернулось в прежние рамки. На всем пространстве были выстроены: деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте, двухэтажный каменный флигель, одноэтажная кухня и дворовые постройки: сараи, амбары, конюшня, каретный сарай, погреб, ледник. В 1881 году Таранов построил и каменный двухэтажный дом.

Доходный дом Григория Енуровского на углу улиц Пушкинской и Искусств
Доходный дом Григория Енуровского на углу улиц Пушкинской и Искусств

Прихожане, недовольные строящейся Каплуновской церкви, не переизбрали Григория Енуровского в 1902 году церковным старостой. Построенный доходный дом уже больше не занимает его, к тому же ему пришлось столкнуться с большими финансовыми затратами, и он продает здание А. К. Авситидийской. И старая, и новая церкви Рождества Богородицы были уничтожены большевиками. Судьба самого Григория Григорьевича Енуровского мне неизвестна.

Простий текст

  • No HTML tags allowed.
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • Web page addresses and email addresses turn into links automatically.