В Харькове будут строить жилой комплекс вместо памятника архитектуры
В Одессе рухнуло здание бывшего Русского технического общества – памятник архитектуры, более известный как Масонский дом. Этот случай стал копией в миниатюре той глобальной ситуации, когда в борьбе государства и историко-культурного наследия бабло побеждает добро.
Если откровенно, сохранением исторического облика городов в Украине не занимаются совсем. О какой-либо программе целостного ансамбля фасадов и говорить не приходится – арендаторы первых этажей уже навсегда изменили облик домов в центрах городов, а чиновники, подписывавшие эти разрешения, продолжают подписывать дальше. У самоорганизаций гражданского контроля и в мирное время не доходили до них руки, а сейчас подавно. И пока волонтер, и активист следит, чтобы чиновник не откусил от бюджета на реабилитацию АТОшников, другой чиновник подписывает акт продажи земли под памяткой архитектуры.
Граждански активному обществу не хватает ресурсов, чтобы помимо социалки, фронта и беженцев уделять внимание культуре, а усилия единиц, актуализирующих проблему сохранения исторического наследия, оказываются тщетными в борьбе с государственным коррумпированным аппаратом. Пассивную часть социума государство закармливает ширпотребом: рядовому горожанину нравятся красивые скамейки и новогодняя елка на площади, но ему совершенно индифферентно, что в арендованном памятнике архитектуры арендатор – пивной бар – зашил гипсокартоном исторические интерьеры с лепниной.
Поэтому в креслах архитектурных чиновников десятилетиями сидят одни и те же люди, которые планомерно выпиливают облик исторического центра. Должность главного архитектора – одна из самых рыбных в зарегулированной бюрократической госструктуре. При этом в 99 % случаев главные архитекторы аффилированы со строительными концернами, хотя строка о конфликте интересов никуда не девалась из закона о госслужбе.
Вы были когда-нибудь на заседании муниципального градостроительного совета? Того самого органа, который принимает решения о том, каким город будет через десятилетия. Это когда два-три донельзя сросшихся с застройщиками чиновника рассказывают десятку профессоров-архитекторов, что именно здесь, на месте археологических раскопок в центре города, нужно влепить стеклянный стержень многоэтажки. И профессура важно кивает гривами, что да, дескать, надо – несмотря на то, что археологи докопались там аж до XIII века. Это реальный пример, это Харьков, детка.
Собственно, почему нет, если несколькими годами ранее рядом с библиотекой национального значения вырыли гигантский котлован под торговый центр, библиотека вся пошла трещинами, а спецкомиссия Минкульта решила, что связи между этими событиями нет. Ну, треснула и треснула, может от старости, в конце концов.
Еще капельку «зрады»: в Харькове будут строить жилой комплекс вместо памятника архитектуры. Самого памятника уже нет, так почему бы хорошему человеку эту землю не застроить, правда же? А памятник – неоготический особняк авторства Загоскина – снесли, не выводя из реестра памятников архитектуры. То есть существует закон об охране исторического наследия, его реестры и существует лицо, уполномоченное следить за сохранностью реликвий в регионе, но существуют они совершенно отдельно друг от друга. И это уполномоченное лицо вот уже шестой год не реагирует на факт сноса подведомственного ему здания, равно как и на факт продажи этой земли горсоветом под частную застройку. Более того, уполномоченное лицо продолжает пребывать в должности главного областного архитектора и ничуть не парится. Как не парятся и соответствующие контролирующие структуры. Все это так прекрасно, что хочется грызть кирпичи, оставшиеся от дома Загоскина.
Бытует мнение, что когда закончится война, и мы выдохнем актуальные проблемы, то у общества найдется время и для забытых ныне сфер культуры и градостроительства в частности. Слишком оптимистично, если учитывать круговую поруку строительных компаний, чиновников и урбанистов, множащих точки извлечения прибылей. И когда рассеется дым войны, мы можем обнаружить, что воевали не за тот город, каким он был раньше.