Уроки тихой езды. Как изменится ситуация на дорогах с введением новых правил
C 1 января в Украине вступили в силу новые правила для автомобилистов. Теперь разгоняться в городах разрешено максимум до 50 километров в час, а права новичкам выдают на два года. «Харьковская неделя» выясняла, помогут ли нововведения уменьшить количество смертей на дорогах.
Вскоре после ДТП в центре Харькова, унесшего жизни шести человек, члены Кабмина потребовали от Верховной Рады ужесточить санкции за нарушения ПДД. Министр инфраструктуры Владимир Омелян попросил ввести за ряд нарушений «драконовские штрафы», а глава МВД Арсен Аваков сообщил, что за два года на украинских дорогах погибло более 5,5 тысячи человек.
Для сравнения: за 2016 год в зоне АТО, где фактически происходят настоящие боевые действия с применением современного вооружения, погибли 763 наших военнослужащих. Я хочу, чтобы все мы понимали, что новые правила – это не вопрос ограничения кого-то в правах и возможностях, а вопрос нашей безопасности. У нас на дорогах гибнет в четыре раза больше людей, чем в зоне АТО, – заверил Аваков.
Постановление об ограничении скорости транспорта в населенных пунктах с 60 до 50 км/ч Кабмин принял через месяц после ДТП на Сумской – в ноябре прошлого года. Нововведение ввели для снижения аварийной ситуации на дорогах и приближения украинского законодательства к европейскому: в 2010-м Генассамблея ООН приняла резолюцию по улучшению дорожной безопасности, на сегодняшний день в странах ЕС в населенных пунктах разрешено двигаться со скоростью не выше 50 км/ч, а иногда и не более 30 км/ч.
«Как показывает европейская статистика, чем выше скорость автомобиля, тем тяжелее последствия для пешеходов. Так, при скорости наезда автомобиля 32 км/ч погибают 5 % пешеходов, а треть вообще не получают травмы. При росте скорости до 48 км/ч эти показатели намного хуже – 45 % пешеходов погибают и многим наносятся серьезные увечья. Если ДТП происходит на скорости 64 км/ч, то здесь ситуация совсем плохая. В этом случае при наезде летальные случаи фиксируются в 85 % случаях. При увеличении скорости повышается не только тормозной путь автомобиля, но и ухудшается реакция водителя», – говорится в пояснительной записке.
Ограничение скорости действует с 6 утра до 11 вечера – в то же время по ночам в городах по-прежнему можно разгоняться до 60 км/ч. В Кабмине это мотивируют тем, что «в ночное время количество пешеходов значительно меньше, количество машин на улицах ночью сокращается в десятки раз, а потому вероятность ДТП значительно меньше».
Эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев предполагает, что новые правила едва ли повлияют на изменение ситуации на дорогах: без автоматической фиксации нарушений водители будут игнорировать ограничения. Кроме того, подогнать скорость под один стандарт трудно.
Средняя скорость движения на некоторых улицах составляет 20–30 км/ч, а в час пик иногда падает и до 18 км/ч, – заверяет «ХН» Караваев. – Кроме того, в каждом населенном пункте есть магистрали, где местные органы самоуправления могут установить скорость выше 50 км/ч – это улицы, на которых исключено появление пешеходов, нет «зебр», следовательно, вероятность столкновения и аварийность даже при тех скоростях, которые есть, минимальна. Естественно, ограничивать скорость на таких улицах до 50 км/ч глупо, поскольку это приведет к уменьшению пропускной способности.
Наряду с ограничением скорости правительство внесло изменения в порядок выдачи водительских удостоверений. Полученные в первый раз права теперь выдают на два года с возможностью обменять на постоянное удостоверение сроком на 30 лет. Правда, такой шанс получат лишь те водители, которые за этот период не нарушили правила больше двух раз – остальным придется снова сдавать экзамены.
В «Укравтодоре» считают, что одним лишь ограничением максимальной скорости вопрос с безопасностью на дорогах не решится – необходимо также существенно поднять штрафные санкции за нарушения ПДД. Министерство внутренних дел в свою очередь обнародовало новые штрафы, которыми планируют облагать нарушителей (см. инфографику). В ведомстве настаивают на внедрении системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений для уменьшения количества случаев превышения скорости.
Ужесточение санкций никогда не давало желаемого результата, – утверждает Владимир Караваев. – Во всем мире есть очень четкая статистика: ужесточение санкций работает полгода. После этого все возвращается на круги своя. Это касается не только скорости, но и любых вопросов, связанных с выполнением решений и правил.
В середине ноября Кабмин внес соответствующий законопроект в Верховную Раду. Примечательно, что документ содержит и ряд резонансных пунктов – например, разрешает полицейским остановить водителя для контроля состояния или потребовать от него и пассажиров оставаться в машине. Правда, говорить о том, что изменения будут приняты, пока рано – законопроект отправили на доработку.
Вместе с тем юрист Харьковского автоклуба Денис Журавель считает, что даже если депутаты примут закон, аварийность на дорогах вряд ли существенно снизится.
Я думаю, что если закон примут, ситуация улучшится, но незначительно, – считает Журавель. – Нельзя сказать, что исключительно новые нормы заставят всех водителей ездить по правилам. Если не будет неотвратимости наказания, штрафов, размер которых зависит от имущественного положения водителя, неизбирательности закона – говорить не о чем.
Нулевая смертность
Чиновники уверены, что идут по правильному пути. В период с 2018 по 2020 годы правительство планирует вдвое сократить количество жертв и ДТП на украинских автодорогах, а в течение следующих пяти лет – достичь нулевой смертности. По словам Владимира Омеляна, в 2018 году на повышение безопасности на дорогах планируют выделить почти 2 миллиарда гривен.
Кроме финансирования из Дорожного фонда предусмотрели еще около полумиллиарда гривен из средств секторальной поддержки ЕС для оборудования мест наибольшей концентрации ДТП по стране, – заверил министр инфраструктуры.