Премьера месяца: в прокат вышел украинский вестерн "Дике поле" по сценарию Сергея Жадана
Сценарий к фильму написан по роману "Ворошиловград" Сергея Жадана, который в 2010 году победил в конкурсе "Книга года ВВС".
Книга, по которой снят фильм, входит в число самых успешных украинских литературных произведений последнего десятилетия. "Ворошиловград" получил признание за рубежом: роман переведен на 15 языков. В Польше и Украине на его основе выпустили комикс.
Экранизацию Сергей Жадан и режиссер киноленты Ярослав Лодыгин начали готовить в 2013 году. К съемкам удалось приступить только в середине 2017 года.
Действие происходит в 2010 году на Донбассе. Фильм рассказывает о Германе Королеве, который вынужден вернуться в родной город, после исчезновения своего брата. Там он встречает своих старых друзей и знакомых, с которыми не общался много лет. Вскоре после приезда у главного героя начинаются проблемы из-за того, что заправку, которую оставил ему брат, хотят прибрать к рукам местные преступники.
Стоит отметить качество адаптации первоисточника для экрана. Из сценария убрали некоторые события и образы. Например, в ленте нет некоторых второстепенных персонажей, которые описываются в книге. Однако некоторых зрителей разочаровало отсутствие в фильме любимых эпизодов из романа.
"Несколько лет назад я прочитала "Ворошиловград" и поэтому ждала этой премьеры, - рассказывает студентка Алена, которая пришла на первый показ. - Мне было интересно, каких актеров подберут на главные роли и как история будет выглядеть на большом экране. В фильме нет некоторых цитат и моментов, которые мне нравились в книге Сергея Жадана. Например, описание футбольного матча я перечитывала несколько раз. Хотя я, конечно, понимаю, что полностью показать все, что было в книге, нельзя".
Авторы отказались от съемок эпизода футбольного матча из-за норм хронометража. По словам режиссера, еще за неделю до начала съемок этот отрывок присутствовал в сценарии. Команда даже успела найти подходящую локацию и статистов.
"Мы решили разыграть сценарий, чтобы хоть приблизительно определить хронометраж. И вдруг оказалось, что длительность на сорок минут больше, чем было нужно, - рассказывает Ярослав Лодыгин. - Мы поняли, что снимать то, что, в любом случае, придется вырезать, дорого и ненужно. Именно эпизод с футболом оказался наименее важным. Он длится около сорока минут и во время него главный герой отступает от основной линии".
Отдельно стоит отметить продуманный юмор в кинокартине. По словам режиссера, "Дикое поле" - это летняя и солнечная лента с теплой атмосферой.
"Мне фильм напомнил картины Квентина Тарантино. Есть в нем что-то от "Криминального чтива" и "Джеки Браун". При этом чувствуется наш, украинский колорит, - делится впечатлениями Алексей, пришедший на премьеру ленты в Харькове. - Шутки в "Диком поле" не скатываются в откровенную похабщину, как во многих современных комедиях. Мне кажется, они работают как надо благодаря колоритной актерской игре".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жадан презентовал новую книгу «Антена» с иллюстрациями Гамлета Зиньковского
Один из ведущих актеров картины Алексей Горбунов много был задействован в российском кинематографе, однако, после начала боевых действий на Донбассе свернул все свои дела в РФ и вернулся в Украину.
"Мне кажется, он сделал гражданский подвиг. Это, конечно, осложнило ему жизнь в финансовом плане, - говорит режиссер Ярослав Лодыгин.
Фильм не злоупотребляет политической тематикой. Авторы сконцентрированы на развитии персонажей и передаче общего антуража. По словам режиссера, гораздо больше внимания было уделено созданию атмосферы.
"Действие фильма происходит в 2010 году. Кажется, это и недавно было, но найти костюмы по именно той моде оказалось непросто, - говорит Ярослав Лодыгин. - Их нет в магазинах потому, что они уже кажутся немодными и все их уже давно выбросили. Однако на рынке в Старобельске оказалось очень много таких вещей".
Сложнее всего костюмерам было подобрать одежду для главного героя.
"Он должен был отличаться от всех, кого встретит. Мы довольно долго подбирали костюм, не могли решить, каким он должен быть: более стильный, деловой или "простецкий", - рассказывает исполнитель роли Германа Олег Москаленко. - Было несколько примерок. В итоге на одну из них пришел Ярослав (режиссер - ред.) в рубашке, которую потом весь фильм носит персонаж".
Автор первоисточника Сергей Жадан снялся в камео. На экране он появляется только в одной сцене и говорит короткую фразу. Изначально его роль была шире. Это заметно по первым трейлерам, однако, часть отснятого не вошла в финальный монтаж.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Библейские цитаты и интимный дневник: Сергей Жадан презентует новую книгу
Самой тяжелой и эмоциональной авторы называют кульминационную сцену картины. По словам Ярослава Лодыгина, ее снимали в начале производства и во время съемок ему было трудно контролировать весь процесс из-за болезни.
"Ее мы снимали три дня. Для меня съемки усложнило то, что я заболел, - говорит он. - Это такой важный отрезок фильма, а у меня высокая температура. Уже позже, пересматривая материал, я понял, что мы с ней справились".
Для главного саундтрека авторы выбрали композицию Мантри Керуака "Будда". В ее основе лежит стихотворение Сергея Жадана, для которого Олег Каданов (экс-лидер "Оркестра Че" - ред.) написал музыку.
"Песня во время финальных титров должна отображать энергию последней сцены, - уверен режиссер. - Я услышал сначала демо-версию. В студии еще несколько раз делали попытку переделать, но, в итоге, оставили первый вариант. Мне кажется, что Герман - это такой степной Будда: он ходит, смотрит, принимает момент за моментом. Олег Каданов, кстати, тоже исполнил эпизодическую роль".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жадан, Андрухович и Лина Костенко: известные украинцы написали письмо Сенцову
Ярослав Лодыгин рассказал, что при создании фильма команда не ограничивала себя цензурой и старалась передать атмосферу оригинала. Поэтому в прокат лента вышла с возрастным ограничением R (16+).
"Мне кажется, что мы поставили национальный рекорд по нецензурной лексике, но она вся оправдана. Это фильм, который ничего не стесняется, - поделился режиссер".
Также, по его словам, развитие украинского кино напрямую зависит от зрителя, поскольку для съемок нового продукта нужен коммерческий успех. Для того, чтобы фильм окупился, он должен собрать в прокате сумму в два раза превышающую бюджет, поскольку половину сборов оставляют за собой кинотеатры.
"Сейчас выходит много украинских фильмов и им нужна поддержка зрителей, которые бы ходили на них, чтобы кинотеатры видели, что аудитории это интересно, - говорит Ярослав Лодыгин. - Только так мы будем их снимать дальше".