Чиновники не научились думать на десятилетия
В 2003 году я с одним иностранным инвестором просчитывал бизнес план запуска лоукост авиакомпании в Украине. Это был стартап, но в Европе и во всем мире уже несколько лет работали такие компании.
Не было ни самолетов, ни рейсов. Хотели запустить, в первую очередь, внутреннюю линию. Рейс должен был быть Киев-Львов-Одесса-Симферополь-Днепр-Харьков-Киев и летать самолёты должны были в обоих направлениях по кольцу. Выбрали мы тогда самолёты Embraer, которые были сравнительно недорогие и потребляли в несколько раз меньше топлива, чем наши АН 140. Цена на билеты начиналась с 20 долларов по предпродаже и доходила до максимума в 100 долларов на расстоянии Харьков - Львов.
Обошли мы много властных кабинетов, но бесполезно. Основная претензия была такова: никто нас не пустит с иностранными самолётами в Украину, т.к. надо развивать отечественное производство. Где сегодня отечественное самолётостроение? Там же, где и вся авиация. Берите, говорят, украинские самолеты, которые вообще не вписывались в экономическую модель, т.к. все деньги улетали в воздух вместе с топливом, и обслуживание их было на порядок дороже.
Вечная борьба между чиновниками и бизнесменами в Украине всегда (надеюсь, это пока) заканчивается победой продажных чиновников.
Когда сегодня пишут, что 20 долларов - это маркетинг, то это правда. Ну и что?
Раньше билет на самолет стоил одинаково дорого: купил ли ты его за месяц или в день полёта, летишь ли ты с тремя чемоданами или с папкой, хочешь ли ты есть или нет.
Модель лоукост поломала стандарты гражданской авиации и сделала сервис перелётов доступным. Люди получили возможность путешествовать и видеть мир.
Ryanair пришла и сказала: "Я открою вам мир, но ваши условия грабительские. Вы, Борисполь, наживаетесь на пассажирах и получаете слишком большой доход. Предлагаю: снижаем вместе цены и даем возможность людям путешествовать. Построим новые гостиницы, обновим терминал."
Борисполь ответил: "Кому? Людям снижаем цены? И теряем бабло? Новая гостиница? Поспят в конюшне, и нечего ездить по заграницам, набираться свободомыслия. А в терминалах у нас утренники с Дедом Морозом".
Пока еще в нашей стране чиновники не научились думать на десятилетия, они думают только до уровня своего кармана. А инвесторы - это планы на десятилетия.