Второй раз услышать «мама». Как мальчик второй раз учится говорить
Пятилетний Даниил Гороховский совсем недавно начал строить простые предложения и научился делать селфи. Еще год назад мальчик не мог усидеть на месте больше минуты и дать адекватный ответ на поставленный вопрос. У Дани – синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ), а также задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Родители уверены, что у мальчика есть все шансы для нормальной социализации.
В парк Горького Светлана и Василий Гороховские вместе с сыном Даниилом приехали на трамвае. Мальчик демонстрирует два трамвайных билета.
– Билетики на трамвай, – говорит мальчик.
– Как тебя зовут? – спрашиваю у ребенка.
Даня молчит. Стесняется. Родители тоже просят ребенка назвать свое имя.
– Площадка, – объявляет ребенок.
Только когда мы идем на игровую площадку, мальчик вдруг берет меня за руку и доверительно говорит:
– Даня.
Учились говорить заново
До года Даня развивался как обычной ребенок. Единственное, что отличало его от других малышей, – пошел раньше, чем научился ползать. Кроме того, у мальчика отсутствовал указательный жест. Он уже начал лепетать и говорить «мама» и «папа», когда в два года и четыре месяца резко замолчал. Светлана с сыном сразу же обратились к частному психологу.
«Заново пришлось запускать речь. Начали мы с того, что развивали моторику. У него были очень слабые ручки. Он не мог пальчиками даже что-то тоненькое взять, – вспоминает Светлана Гороховская. – И для нас была огромная радость, когда он просто брал шнурочки, в дырочку продевал – казалось бы, какие-то элементарные вещи для обычных родителей, но для нас это было на гране фантастики. Затем постепенно вернулись первые слова, второй раз долгожданные «мама» и «папа». И, конечно, я могу сказать, что ты уже по-другому ценишь это – каждый его звук».
Психолог посоветовала родителям обратиться в Харьковскую детскую неврологическую больницу № 5, где Даниилу поставили диагноз СДВГ и ЗПРР, а также подозрение на аутизм. Даня прошел курс медикаментозного лечения, позже родители еще раз возвращались к лекарствам, но эффективность такого метода вызывала у них все большие сомнения.
«У него речь запустилась, но начался серьезный откат в поведении на год назад где-то. То есть то, к чему мы так долго шли: чтобы он слушался, чтобы он прибегал, чтобы он откликался на свое имя – это все ушло. Раньше так было: он пошел гулять и все, а ты за ним просто бегаешь по всем площадкам. Мы это состояние убрали, но оно вернулось после лекарств, – говорит мама. – Самое лучшее – заниматься интеллектуально. Вот сегодня, например, мы полгода никаких таблеток не принимаем, просто занимаемся в центре «Моя планета» и у нас хорошие результаты, потому что мы немножко с другой стороны подошли».
В 2016 году Светлана и Василий по совету знакомых обратились в Харьковский медико-генетический центр. После обследования выяснилось, что у ребенка повышен уровень гомоцистеина (серосодержащая аминокислота, повышенный уровень которой может негативно влиять на развитие ребенка – прим. «ХН»).
«Это дало нам СДВГ и ЗПРР. Кроме того, у сына был повышен билирубин, плохо усваивался белок и был недостаток витамина D. Для того чтобы скорректировать отклонения, мы сели на диету: ограничиваем потребление белка, гречки, бульонов, сдобы и молочных продуктов. Из мяса курицу исключили пока».
Благодаря диете улучшилось поведение, мальчик стал менее возбудимым. По словам мамы, несмотря на сложности в развитии, Даниил имеет отличный слух.
«Первые предложения у него пошли именно в песне. Хороший толчок дало посещение детского концерта, – говорит Светлана Гороховская. – К нашему удивлению, придя оттуда, он сам начал подбирать музыку на синтезаторе, при этом почти еще не разговаривая».
Поменяли садик
На площадке Даня активно жестикулирует и быстро перемещается от одной качели к другой. Мальчик любопытен и очень дружелюбен. Он пытается покачать людей, сидящих на соседней лавочке-качели, но им такое внимание со стороны ребенка не очень нравится. Они просят мальчика уйти. Ребенок не реагирует. Приходится убедить Даню подойти и покачать нас.
По словам родителей, особенности ребенка часто вызывают непонимание и даже агрессию со стороны обычных людей.
Из-за особенностей мальчика не приняли в обычном детском саду. Сейчас Даня ходит в логопедическую группу. Родители довольны переводом – в группе и деток меньше, и воспитатели учитывают потребности мальчика. Даня завел друзей и начал участвовать в общих мероприятиях. В предыдущем садике, из-за гиперактивности и невозможности сконцентрироваться, ребенка не включали в утренники. Воспитатели не пытались найти подход к ребенку, ведь в группе помимо Дани еще 20 человек.
«Такие детки немножко по-другому устроены, немножко по-другому размышляют, – поясняет Светлана Гороховская. – Для них важна стимуляция. Когда Даня устает, ему нужно немножко подвигаться, чтобы опять включилась логика и он начал думать. Для них этот процесс очень важен и необходимо к этому спокойно относиться. Если все время говорить: «Даня, сиди», «Даня, сиди», он будет полностью сконцентрирован на том, что ему нужно сидеть и ничем другим заниматься не сможет, – поясняет Светлана. – Еще ему сложно доводить дело до конца. Сейчас мы не приступаем к другому занятию, пока не сделаем первое. Таким образом мы учим его концентрировать внимание».
Пока с Даниилом еще сложно построить полноценный диалог, но уже то, что практически ушла эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи – прим. «ХН») невероятно радует родителей.
«Я счастлива, когда на вопрос «Тебе нравится мороженое?» он отвечает просто «Да», а не повторяет эхом «тебе нравится мороженое» или «мороженое». Раньше он говорил только два слова «можно туда» и «можно это». Сейчас мы учимся строить целые предложения. Он сам знает: чтобы что-то попросить, нужно сказать целое предложение».
Светлана и Василий говорят, что не следует ставить на ребенке крест, услышав от доктора неутешительный диагноз. С особенностями развития можно справиться, если дать ребенку шанс и приложить к его социализации максимум усилий. И самое главное, чему нужно научиться родителям, – не сравнивать своего ребенка с другими детьми.