Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Второй раз услышать «мама». Как мальчик второй раз учится говорить

Спецпроект "ХН" об особенных детях.

Пятилетний Даниил Гороховский совсем недавно начал строить простые предложения и научился делать селфи. Еще год назад мальчик не мог усидеть на месте больше минуты и дать адекватный ответ на поставленный вопрос. У Дани – синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ), а также задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Родители уверены, что у мальчика есть все шансы для нормальной социализации.

В парк Горького Светлана и Василий Гороховские вместе с сыном Даниилом приехали на трамвае. Мальчик демонстрирует два трамвайных билета.

– Билетики на трамвай, – говорит мальчик.

– Как тебя зовут? – спрашиваю у ребенка.

Даня молчит. Стесняется. Родители тоже просят ребенка назвать свое имя.

– Площадка, – объявляет ребенок.

Только когда мы идем на игровую площадку, мальчик вдруг берет меня за руку и доверительно говорит:

– Даня.

Учились говорить заново

До года Даня развивался как обычной ребенок. Единственное, что отличало его от других малышей, – пошел раньше, чем научился ползать. Кроме того, у мальчика отсутствовал указательный жест. Он уже начал лепетать и говорить «мама» и «папа», когда в два года и четыре месяца резко замолчал. Светлана с сыном сразу же обратились к частному психологу.

«Заново пришлось запускать речь. Начали мы с того, что развивали моторику. У него были очень слабые ручки. Он не мог пальчиками даже что-то тоненькое взять, – вспоминает Светлана Гороховская. – И для нас была огромная радость, когда он просто брал шнурочки, в дырочку продевал – казалось бы, какие-то элементарные вещи для обычных родителей, но для нас это было на гране фантастики. Затем постепенно вернулись первые слова, второй раз долгожданные «мама» и «папа». И, конечно, я могу сказать, что ты уже по-другому ценишь это – каждый его звук».

Психолог посоветовала родителям обратиться в Харьковскую детскую неврологическую больницу № 5, где Даниилу поставили диагноз СДВГ и ЗПРР, а также подозрение на аутизм. Даня прошел курс медикаментозного лечения, позже родители еще раз возвращались к лекарствам, но эффективность такого метода вызывала у них все большие сомнения.

«У него речь запустилась, но начался серьезный откат в поведении на год назад где-то. То есть то, к чему мы так долго шли: чтобы он слушался, чтобы он прибегал, чтобы он откликался на свое имя – это все ушло. Раньше так было: он пошел гулять и все, а ты за ним просто бегаешь по всем площадкам. Мы это состояние убрали, но оно вернулось после лекарств, – говорит мама. – Самое лучшее – заниматься интеллектуально. Вот сегодня, например, мы полгода никаких таблеток не принимаем, просто занимаемся в центре «Моя планета» и у нас хорошие результаты, потому что мы немножко с другой стороны подошли».

В 2016 году Светлана и Василий по совету знакомых обратились в Харьковский медико-генетический центр. После обследования выяснилось, что у ребенка повышен уровень гомоцистеина (серосодержащая аминокислота, повышенный уровень которой может негативно влиять на развитие ребенка – прим. «ХН»).

«Это дало нам СДВГ и ЗПРР. Кроме того, у сына был повышен билирубин, плохо усваивался белок и был недостаток витамина D. Для того чтобы скорректировать отклонения, мы сели на диету: ограничиваем потребление белка, гречки, бульонов, сдобы и молочных продуктов. Из мяса курицу исключили пока».

Благодаря диете улучшилось поведение, мальчик стал менее возбудимым. По словам мамы, несмотря на сложности в развитии, Даниил имеет отличный слух.

«Первые предложения у него пошли именно в песне. Хороший толчок дало посещение детского концерта, – говорит Светлана Гороховская. – К нашему удивлению, придя оттуда, он сам начал подбирать музыку на синтезаторе, при этом почти еще не разговаривая».

Поменяли садик

На площадке Даня активно жестикулирует и быстро перемещается от одной качели к другой. Мальчик любопытен и очень дружелюбен. Он пытается покачать людей, сидящих на соседней лавочке-качели, но им такое внимание со стороны ребенка не очень нравится. Они просят мальчика уйти. Ребенок не реагирует. Приходится убедить Даню подойти и покачать нас.

По словам родителей, особенности ребенка часто вызывают непонимание и даже агрессию со стороны обычных людей.

Из-за особенностей мальчика не приняли в обычном детском саду. Сейчас Даня ходит в логопедическую группу. Родители довольны переводом – в группе и деток меньше, и воспитатели учитывают потребности мальчика. Даня завел друзей и начал участвовать в общих мероприятиях. В предыдущем садике, из-за гиперактивности и невозможности сконцентрироваться, ребенка не включали в утренники. Воспитатели не пытались найти подход к ребенку, ведь в группе помимо Дани еще 20 человек.

«Такие детки немножко по-другому устроены, немножко по-другому размышляют, – поясняет Светлана Гороховская. – Для них важна стимуляция. Когда Даня устает, ему нужно немножко подвигаться, чтобы опять включилась логика и он начал думать. Для них этот процесс очень важен и необходимо к этому спокойно относиться. Если все время говорить: «Даня, сиди», «Даня, сиди», он будет полностью сконцентрирован на том, что ему нужно сидеть и ничем другим заниматься не сможет, – поясняет Светлана. – Еще ему сложно доводить дело до конца. Сейчас мы не приступаем к другому занятию, пока не сделаем первое. Таким образом мы учим его концентрировать внимание».

Пока с Даниилом еще сложно построить полноценный диалог, но уже то, что практически ушла эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи – прим. «ХН») невероятно радует родителей.

«Я счастлива, когда на вопрос «Тебе нравится мороженое?» он отвечает просто «Да», а не повторяет эхом «тебе нравится мороженое» или «мороженое». Раньше он говорил только два слова «можно туда» и «можно это». Сейчас мы учимся строить целые предложения. Он сам знает: чтобы что-то попросить, нужно сказать целое предложение».

Светлана и Василий говорят, что не следует ставить на ребенке крест, услышав от доктора неутешительный диагноз. С особенностями развития можно справиться, если дать ребенку шанс и приложить к его социализации максимум усилий. И самое главное, чему нужно научиться родителям, – не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.