Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Режиссер Сашко Даниленко: В Харькове много талантливых, умных и запуганных людей

Фото: buro247.UA
Сашко рассказал «ХН», с кем любит работать, где лучше ездить на велосипеде и каким он хотел бы видеть Харьков.

Мультипликатор и режиссер Сашко Даниленко известен в Украине как автор клипов для «ДахаБраха» и «ТНМК». Он нарисовал полюбившегося всем поклонникам «танков» Василя Гупало. Сейчас 27-летний экс-харьковчанин живет и работает в Нью-Йорке, там он и снял полудокументальный-полуанимационный фильм «Велопортреты». Сашко рассказал «ХН», с кем любит работать, где лучше ездить на велосипеде и каким он хотел бы видеть Харьков.

«Лучше всего работается в дождь»

Сашко, вы известны в Украине прежде всего как автор клипов для «ТНМК» и «ДахаБраха». С чего началось сотрудничество с этими группами, кто первым вышел с предложением?

– Первой на связь вышла прекрасная группа из Винницы «Очеретяний кіт». Это был мой первый клип, я тогда не понимал, как все сделать, приходилось учиться на ходу. Я с головой ушел в процесс, это поглотило меня. И все получилось. После того, как мы презентовали клип на песню «Зійшла зоря», связь с другими музыкантами происходила сама собой, один проект плавно перетекал в другой. Кому-то я предлагал идеи, кто-то предлагал мне.

Ваши рисованные мини-фильмы очень сказочные, фантасмагоричные. Что вдохновляет? Возможно, это какой-то старый мультфильм или сказка, прочитанная в детстве?

– В детстве я играл в конструктор Lego, ловил карасей и красноперок, много рисовал в черновиках на уроках. Читал книги, особенно мне нравились биографии странных и выдающихся людей. Советские мультфильмы мне не очень нравились. Разве что «Ну, погоди!».

Сколько времени уходит на создание одного клипа? С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться?

– Около полугода. Иногда меньше, иногда больше. Порой трудно работать, когда на улице прекрасная погода. Потому лучше всего работается в дождь или по ночам.

С кем из украинских артистов хотелось бы поработать?

– Я рад работать с «ДахойБрахой» снова и снова.

А как насчет полнометражного музыкального анимационного фильма? Есть идеи? Может быть, рок-опера или просто опера?

– Мне больше нравится короткий метр. В этом формате больше свободы. У полного метра много условий, рамок и вмешательства посторонних факторов. Если появится возможность сделать полный метр так же независимо, как и короткий метр, я обязательно попробую.

«Нет плохих условий для езды на велосипеде»

В фильме «Велопортреты» вы очень занимательно рассказываете о характере городов от маленькой Лозовой до Нью-Йорка, в зависимости от велосипедных предпочтений жителей. Вы говорили как-то, что идея такого фильма родилась из поста на Facebook. Расскажите об этом подробнее.

– Я собрал фотографии велосипедов, которые у меня были в разных городах, и описал условия появления каждого из них. Неожиданно все стали комментировать, прикреплять фотографии своих велосипедов и делиться историями. Это подтолкнуло к развитию концепта.

  Расскажите о своем первом велосипеде. Сколько вам было лет, когда вам его купили? Помните свои ощущения от первой поездки?

 – В детстве я не анализировал эти чувства. Просто катался. Но хорошо помню первую модификацию. Однажды я увидел у кого-то велокомпьютер, но в нашем городе (Сашко Даниленко родом из Лозовой Харьковской области – прим. «ХН») его было не купить, да и стоил он дорого. Тогда отец помог мне сделать велокомпьютер из калькулятора. Мы припаяли к контактам кнопки «Равно» провода с датчиком, который замыкал цепь, если к нему поднести магнит. Магнит был установлен на колесе, а датчик на вилке. Калькулятор прибавлял длину окружности колеса с каждым оборотом. Получалось так, что можно было измерить расстояние, которое проезжаешь за день, намного точнее велокомпьютеров.

В каком городе кататься на велосипеде удобнее всего? А какой из городов самый невелосипедный?

– Как уже было сказано в фильме, нет плохих условий для езды на велосипеде. Нужно только правильно подобрать велосипед и подход к катанию.

«Меньше церквей, больше детских площадок»

В Харькове часто жалуются на отсутствие велосипедной инфраструктуры, а вы в фильме утверждаете, что она необязательна. Почему так думаете?

– В Харькове, в принципе, очень много жалуются. Но это отдельная тема для разговора. Пример. Сделали реконструкцию парка Горького. Теперь по правилам там нельзя кататься на велосипеде. Только если берешь его там же на прокат. После полуночи нужно ехать в объезд парка, так как он закрыт. Раньше это было отличное место для катания. Еще в парке была трасса для горных велосипедов и серия трамплинов, которые снесли, чтоб вырубить деревья и соединить Динамовскую с Сумской. Таких примеров ухудшения в местах улучшения много. Проблема в том, что когда воплощается какая-то городская инициатива, берется во внимание интерес очень узкой группы людей или только интерес представителей власти.

Все эти архитектурные конкурсы и тендеры должны проходить по-настоящему открыто, чтобы побеждали сильные и интересные идеи и воплощали их достойные и квалифицированные специалисты. Тогда в городе перестанут строиться новые идолы на месте старых, станет меньше церквей, больше детских площадок и парков, скамейки в метро станут дешевле и лучше, не будут истреблять бездомных собак перед международными событиями, на дорогах хватит места всем.

Когда вы жили в Харькове, где предпочитали ездить на велосипеде?

– Мне нравилось кататься в центре. Еще я любил Ботанический сад, Лесопарк, ХАТОБ и парк Горького до реконструкции.

Вы как-то говорили, что не против участия в разработке новой айдентики Харькова. Как, по-вашему, чего не хватает визуальному ряду города? Что бы вы хотели в нем изменить?

– Город сильно изменился со времени, когда я был студентом. Но основные проблемы остались те же. Харьков – город крайностей, этого не отнять. Он находится на границе во всех смыслах. Здесь сталкиваются восток и запад, добро и зло, интеллигенция и хамство, молодость, требующая радикальных изменений, и консервативная старость. Эта вечная конфронтация и есть отличительной чертой города. Задача организации пространства города – перевести этот спор в правильную плоскость, где аргументами будут интеллект и взаимоуважение, а не наглость, коррупция и страх.

Страх – это вообще большая проблема. В Харькове очень много талантливых, умных, неуверенных в себе и запуганных людей, которые думают, что не могут ни на что повлиять, в то время как наглость открывает все двери с ноги. Я сильно уставал от повсеместного хамства, пока жил в Харькове.

Дизайном клумбы или заменой какой-то вывески этого не изменить, но можно создавать общественные площадки, где люди будут чувствовать себя безопасно.

Не знаю, насколько хорошо прошла реформация полиции, но это была прекрасная идея. Раньше от харьковской милиции было больше опасности, чем безопасности. Если все стало хоть немного лучше в этом направлении – это большая победа. Надеюсь, и сейчас все меняется к лучшему.

Еще остро чувствую необходимость реформы общественного транспорта в Харькове. Грамотно организовать наземный транспорт, повысить его репутацию и сделать его настолько удобным, чтобы люди пересаживались из личных машин в автобусы и троллейбусы. Это поможет решить проблему парковки в центре и во дворах жилых массивов, избавиться от перегруженных прокуренных маршруток, трамвайных дрифтов и опасных такси. Это сделает дороги для велосипедистов безопаснее.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.