Комета оперной сцены. Евлалия Кадмина отравилась во время спектакля из-за любви
135 лет назад, 4 ноября, во время представления в харьковском театре, попыталась свести счеты с жизнью одна из самых ярких оперных див XIX века – Евлалия Кадмина. История романтической самоубийцы впоследствии прочно вошла в литературу. Сегодня об артистке напоминает лишь скромный, испещренный трещинами памятник на 13-м кладбище.
Современники Евлалии Кадминой вспоминают, что у артистки был на редкость скандальный характер и нрав страстный – в мать-цыганку пошла. Одна из самых известных оперных певиц XIX века родилась в 1853 году в Калуге, в семье купца Павла Кадмина. В 12 лет девочку отправили на обучение в Московский Елизаветинский институт, и быть бы ей гувернанткой, если бы не случай.
В 1870 году на одном из концертов, которые устраивали в институте, пение 17-летней Евлалии услышал известный пианист, директор московской консерватории Николай Рубинштейн. Он убедил девушку учиться музыке. В консерватории девушка познакомилась с композитором Петром Чайковским, который был настолько очарован ее бархатным меццо-сопрано, что написал специально для Евлалии несколько романсов и музыкальную сказку «Снегурочка», в которой барышня исполняла партию Леля.
Окончив обучение с серебряной медалью, Евлалия стала солисткой Большого театра, а спустя два года подписала контракт с Мариинским театром. В то время как публика восхищалась ее голосом и драматической игрой, сотрудники театра ежедневно сталкивались с капризным и скандальным характером примы – то зонтиком кого-то поколотит, то туфлей запустит.
В 1876-м артистка внезапно отправилась в Италию – совершенствовать вокальную технику. За рубежом Евлалия Кадмина вышла замуж за врача Эрнесто Фальконе и затем с супругом приехала выступать на киевской сцене. Вскоре Евлалия рассталась с мужем и перебралась в Харьков. В оперном театре нашего города знаменитая артистка пела всего один сезон – она стремительно теряла голос. Ей предложили выступать в качестве драматической актрисы. Творческие неудачи на время заглушил бурный роман с офицером, но 4 ноября 1881 года, во время спектакля «Василиса Мелентьева» по пьесе Островского, Евлалия увидела в зале бывшего любовника с невестой. Во время антракта актриса отломила спичечные головки и, размешав с водой, выпила. Выйдя на сцену, она потеряла сознание…
"Она хотела умереть на сцене по-настоящему, чтобы люди не говорили, что это была имитация смерти", – подчеркивает профессор Харьковской академии культуры Александр Чепалов.
Фосфор вызвал ожог пищеварительной системы, но не убил – Кадмина умирала шесть дней, не желая лечиться. А ее поклонники все это время стояли у гостиницы «Европейская», в которой жила артистка. Проводить в последний путь Евлалию Кадмину вышло несколько тысяч почитателей. К слову, в Харькове, в одной из библиотек, хранят прядь волос оперной дивы, которую срезали с головы Кадминой перед прощанием.
Историю гибели артистки описал в своей последней повести «После смерти» Иван Тургенев, а Николай Лесков – в рассказе «Театральный характер». Похоронили Евлалию Кадмину на Иоанно-Усекновенском кладбище, на месте которого в 1970-х годах организовали Молодежный парк, а надгробный памятник артистки перенесли на 13-е кладбище.