Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Тайный ремонт. Что не так с реконструкцией набережной в Харькове

Фото: KHARKIV Today
В 2023 году все улучшения обещали делать после войны.

Масштабные реконструкции публичных пространств без обсуждения с обществом и злоупотребления тендерами на проведение работ: в Харькове ведут очередной ремонт зоны для прогулок на миллионы гривен. Речь идет о Лопанской набережной — она должна стать пешеходной.

В 2023 году Игорь Терехов представил проект "Лопанская набережная". Предполагалось, что прогулочная улица у воды привлечет инвесторов, которые будут вкладывать в реконструкцию деньги — тогда речь шла о том, что это будет после войны. Но произошло не так: ремонт начали в разгар боевых действий, за деньги налогоплательщиков и не посоветовавшись с общественностью.

"Происходящее — злоупотребление"

О пешеходной Лопанской набережной харьковчане впервые узнали в 2023 году. Тогда лично мэр Игорь Терехов презентовал проект реконструкции на форуме "Kharkiv: Restart". На западе обсуждали, как спасти от упадка город, оказавшийся во время войны в логистическом тупике и под постоянными обстрелами. Присутствующие на форуме предприниматели настаивали на страховании рисков, развитии новых сегментов экономики, чтобы вернуть людей в Харьков и обеспечить их работой. Но в мэрии пошли другим путем. Все семь проектов развития, которые представил мэр, касались реконструкции и украшения публичных пространств.

"Мы привлекаем кредитные ресурсы европейских банков", — заявил тогда мэр.

Но инвесторов, которые согласились бы вкладывать деньги в набережные и фонтаны в городе, который ежедневно обстреливают россияне, не нашлось, поэтому в горсовете начали тратить деньги громады. В июле 2024 года департамент строительства и дорожного хозяйства заключил договор с "Хорда-ЮА" на разработку проектной документации проекта реконструкции Лопанской набережной и переулка Лопанского с созданием пешеходной зоны длиной примерно 400 метров. За эти работы заплатили более 1 млн грн. А уже летом этого года приступили к работе.

план
План реконструкции, представленный на "Kharkiv: Restart"

Работы на Лопанской набережной начались примерно в одно и тоже время с реконструкцией Университетской горки. Оба этих проекта имеют много общего. Во-первых, работы на объектах начались до проведения тендера на их выполнение. Во-вторых, их не обсуждали ни с депутатским корпусом, ни тем более с общественностью.

"Сначала проводится тендер на строительство, определяются победители, они уже ведут на земле согласно проекту все строительные работы. Так это должно быть. То, что сейчас это происходит наоборот, —  злоупотребление", —  прокомментировал ситуацию для KHARKIV Today глава "Харьковского антикоррупционного центра" и депутат горсовета Дмитрий Булах.

вид
Так по проекту должна выглядеть набережная после ремонта.

Тендер на капитальный ремонт набережной появился 14 октября. Аукцион назначен на 29 октября. Между тем работы на участке продолжаются, по меньшей мере, с лета. Никакой информации о начале реконструкции на официальных каналах городского совета не было.

У людей забыли спросить

Идея создания пешеходной улицы обсуждается в Харькове не менее 10 лет. Активисты предлагали разные варианты: начало Сумской от площади Конституции до Оперного театра, улицу Квитки-Основьяненко, Гоголя, Рымарскую. Все эти улицы объединяет одно: они находятся на пересечении больших пешеходных потоков, там уже есть кофейни, театры, другая инфраструктура, которая могла бы привлечь еще больше людей, если бы в выходной день они могли пообедать за столиком на дороге или принять участие в каком-нибудь художественном перформансе.

Что касается Лопанской набережной — она находится в Залопани, вдали от основных магистралей, довольно далеко от станций метро, ​​и, по мнению антикоррупционера Дмитрия Булаха, не будет привлекать пешеходов даже после реконструкции.

"Это будет работать очень слабо, там нет пешеходов. Люди не пойдут туда в повелительном порядке. Место интересное, но к возрождению нужно подходить комплексно", — считает он.

ремонт
Огражденная зона капитального ремонта. Фото: KHARKIV Today

Глава "ХАЦ" считает, что можно было бы сэкономить немало денег налогоплательщиков, чтобы, прежде чем закапывать миллионы в набережную, обсудили проект с общественностью. В идеале — на общественных слушаниях, которые сейчас можно проводить в форме онлайн-голосования, как это было, например, в случае переименования улиц. Или хотя бы на сессии.

"Это вещи, которые должны обсуждаться, это великие истории для нашего города, это наши деньги", — говорит Булах.

И даже такие обсуждения сейчас маловероятны. До войны депутаты могли выступить с трибун, донести свою точку зрения, на заседаниях иногда выступали представители общественности, их могли услышать горожане, потому что сессии транслировались в прямом эфире. Сейчас это невозможно: сессии проходят онлайн, за 30 минут депутаты рассматривают все вопросы, запись сессии появляется уже по ее завершению. Поэтому в таких условиях все изменения общественного пространства и расходы из бюджета на набережные и фонтаны будут для горожан полной неожиданностью.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.