Транспорт в законе. Вернутся ли трамваи в Харькове на довоенные маршруты?
Суд признал противоправным демонтаж трамвайных рельсов на Веснина. Это не значит, что в ближайшее время они вернутся на свое место. В горсовете обещают восстановить транспортное сообщение между Салтовкой и центром, но вряд ли оно будет трамвайным.
Судебное противостояние активистов движения "За трамвай на Веснина" против городского совета, которое длилось почти полгода, завершилось частичной победой истцов. Они не полностью удовлетворены решением, но считают, что оно будет иметь последствия для всей транспортной системы Харькова.
За что судились?
Напомним, причиной обращения в суд стал демонтаж трамвайных путей на улице Веснина. Это сделали в мае 2022 года, когда Харьков еще обстреливали из всех видов вооружения.
Харьковчане Алексей Свид, Ирина Кравченко и Павел Храмов возмутились такой "пиратской реконструкцией", как они ее назвали — без обсуждений, без учета мнения общественности и, главное, с нарушением Генерального плана города.
В суде представители Юридического департамента городского совета доказывали, что на улице Веснина велась не реконструкция, а ремонт, следовательно, согласовывать такие работы с Генпланом нет никакой необходимости. Хозяйственный суд пять месяцев слушал обе стороны, изучал документы и наконец постановил, что правы истцы — но частично. Суд признал незаконной реконструкцию на Веснина и действия городского совета по этим работам. Но это не значит, что трамвайные рельсы вернутся на спуск — ничего подобного в сокращенном тексте решения, которое зачитал судья, нет.
"В другой части исковых требований — в частности, обязать вернуть трамвай на улицу Веснина — суд отказал. Пока непонятно, почему, ведь был объявлен только сокращенный текст решения. Поэтому ждем пока полный текст решения, чтобы понять мотивы суда", — так прокомментировала ситуацию одна из истцов, Ирина Кравченко.
Алексей Свид в целом доволен решением суда, говорит, это тот минимум, которого ожидали истцы.
"Мы ожидали, что судья как минимум поддержит то, что касалось моего иска — Ггенплана города. Его нарушение очевидно, потому что там написано, что трамвайная линия в этом месте должна сохраняться. Мы очень рады, что суд признал данные ремонтные работы неправомерными — это большой шаг вперед. Прямого указания горсовету восстанавливать пути нет, но если бы даже суд нас поддержал, мы не рассчитывали, что горсовет на следующий день бросится что-то возобновлять. Все-таки у нас война", — прокомментировал KHARKIV Today решение суда Алексей Свид.
Полная версия решения будет обнародована в конце этой недели или в начале следующей. Истцы не исключают, что городской совет может подать апелляцию.
Вместо трамвая — электробус
26-й трамвайный маршрут до войны был одним из самых длинных в Харькове — он соединял такие отдаленные районы как Северную Салтовку и ХТЗ, а также давал возможность жителям микрорайонов напрямую добраться до центра, не производя пересадку на метро. В городском департаменте строительства и дорожного хозяйства признают, что такой маршрут нужен и обещают его восстановить, но не полностью и не за счет трамвая.
"Есть еще одна перспектива — закупка электробусов, и мэр анонсировал это. Один из маршрутов, который будет, основной — это будет как раз маршрут, соединяющий Салтовку и улицу Веснина, и это как раз будет альтернатива", — сообщил KHARKIV Today директор департамента строительства и дорожного хозяйства Дмитрий Липовой.
По его словам, в горсовете даже рассматривают варианты возвращения трамвайного маршрута в этот район, ведь рельсы сняли только на Веснина и Мироносицкой.
В последнее время трамваи понемногу возвращаются в центр. Большим событием для Харькова стало восстановление 12-го маршрута в канун Нового года — он связывает Южный вокзал с Центральным парком.
"Это, безусловно, радость, что благодаря этому маршруту сохраняется линия в центре города. В будущем, когда будет восстановлена подстанция в сторону поселка Жуковского, нам нужно будет думать о том, что нужно протягивать эту линию дальше хотя бы к "ХАИ", — говорит Алексей Свид.
Это пока довольно далекая перспектива, ведь за время войны количество харьковских трамваев, ежедневно выезжающих на маршруты, уменьшилось со 167 до 69, подстанции разбиты, контактная сеть частично уничтожена. Поскольку пассажиры за проезд не платят, то денег на восстановление мало, не говоря уже о развитии. Маршруты восстанавливают постепенно — в этом году трамвай может вернуться на улицу Тракторостроителей к метро "Героев Труда".
"Нужно ремонтировать подстанцию, рельсы, контактную сеть. Провели процедуру закупки контактной сети и креплений — работы продолжаются. Говорить о сроках еще очень рано", — рассказал Дмитрий Липовой.