Объединение, от которого можно отказаться? Еще один харьковский университет — в зоне риска
Министерство образования и науки рассматривает присоединение Харьковского национального автомобильно-дорожного университета к другому вузу в Харькове. Пока идет дискуссия, на базе чего должен быть создан новый университет, а в ХНАДУ просят объяснить, почему они вдруг оказались в зоне риска.
Разговоры о сокращении количества вузов в студенческой столице Украины продолжаются с лета 2023 года. Полный список харьковских университетов, которые потенциально находятся под угрозой "слияния", в Министерстве образования и науки не предоставляют. Пока совещания продолжаются в узком кругу. И если у Харьковского национального педагогического университета им. Сковороды есть только вариант включения в Харьковский национальный университет им. Каразина, то над "формулой" возможного присоединения ХНАДУ еще думают. Как писал KHARKIV Today, в педагогическом университете возможную оптимизацию называют рейдерским захватом, а студенты запустили в Facebook флешмоб #saveskovorodauniversity — в постах с таким хештегом они выражают поддержку независимости альма-матер.
Назначили в "зону риска"
Когда ХНАДУ, единственный университет подобного профиля на Востоке Украины, оказался под угрозой слияния, неизвестно. Сейчас в университете учатся больше студентов, чем до полномасштабной войны, в национальных рейтингах вуз занимает не ниже 50-х позиций из двухсот-трехсот, работает с иностранными компаниями по участию в будущем восстановлении Украины и обучает этому студентов, финансовых проблем, насколько это возможно во время военного положения, нет, является членом Европейской Ассоциации Университетов.
В августе 2023 года заместитель министра образования Михаил Винницкий впервые озвучил идею потенциального слияния ХНАДУ ректору Виктору Богомолову. Прозрачных обоснований или документов о причинах такого решения нет и по сей день. Но в декабре 2023 года, накануне праздников, замминистра вернулся к этому разговору уже в Харькове. На совещаниях с ректорами харьковских университетов обсуждали их перспективы. Фраза о безусловном объединении ХНАДУ не звучала, но вариации проговорили. Это присоединение к Харьковскому национальному университету городского хозяйства им. Бекетова или к НТУ "ХПИ".
"Министерство как распорядитель бюджетных средств имеет право это делать. Но, как коллектив, мы не соглашаемся с таким решением и просим скорректировать подход. Ведь есть примеры не очень успешного объединения университетов в Харькове. Возможно, нужно определиться с очередностью вузов, которые могут оказаться в зоне риска и объяснить, почему это происходит. Например, первая очередь, вторая и вузы, стратегически важные для государства, которые нельзя потерять", — рассказал KHARKIV Today ректор Виктор Богомолов.
В конце 2023 года в университете обучалось 7400 студентов, хотя "пороговым" для слияния вузов МОН называл цифру 6000-6500 студентов. В то же время, в Украине много университетов, где не более 2500 соискателей образования.
"По этому показателю почти в половине вузов Украины обучаются до 4000–4500 соискателей. Именно по этому показателю мы вообще не последние. ХНАДУ входит до 35–40 % лучших заведений высшего образования. Незначительная степень риска в ХНАДУ и по хозяйственной деятельности (финансы и самообеспечение и т.д.). Если рассматривать расчет степени риска хозяйственной деятельности, то по официальным данным ХНАДУ входит до 26% сильнейших ЗВО в этом рейтинге. Это по критериям, определенным Постановлением Кабинета Министров, незначительная степень риска. По количеству патентов интеллектуальной собственности в 2023 году мы занимаем второе место в Украине. В общих рейтингах заведений высшего образования мы не опускаемся ниже уровня 25–30% лучших ЗВО Украины. Зачем тогда вообще начинать процесс объединения нашего заведения?" — говорит ректор.
Ученый совет ХНАДУ проголосовал против того, чтобы "растворяться" в любом другом ЗВО, 18 января состоится конференция трудового коллектива. Скорее всего, решение не будет отличаться от предыдущего, потому что никто из преподавателей не понимает причины и последствия объединения. К сожалению, в Харькове уже есть примеры укрупнения, когда один университет буквально "растворился" в другом.
"Кто будет восстанавливать Украину?"
Первая проректор ХНАДУ Анжелика Батракова считает, что оптимизация сети учреждений высшего образования в Украине необходима, но для ее реализации нужны изменения в законодательной базе. Это позволит учесть интересы и сохранить уникальность каждого заведения высшего образования. Также необходимо прозрачное ранжирование, которое бы дисциплинировало все О текстовых форматах вузы и сделало прозрачным назначение в "зоны риска". Ибо критериев, по которым там оказался автодорожный, никто не знает.
"Нужна законодательная база, чтобы сохранить автономию университетов, которым предлагают объединиться. Для реализации процедуры объединения университетов нужны аудит всей сети ЗВО, критерии объединения, план оптимизации сети на государственном уровне, учитывающий потребности отраслей экономики, и как минимум, нужны прогнозные оценки последствий оптимизации. Уверена, что даже сегодня, в условиях тяжелейшей войны, объемы финансирования образования должны быть ограничением на решение оптимизационной задачи создания новой сети ЗВО Украины, но не выступать как главный критерий, ведь государственный заказ на специалистов стратегически важных отраслей (какой, безусловно, является транспортное строительство) — это инвестиции в экономическую и социальную безопасность государства. Если уничтожить такой университет, то кто будет восстанавливать Украину после войны? Нам что не нужны мосты и дороги? Да и сейчас война — это во многом транспортная логистика, рокадные пути (это железнодорожные, шоссейные или грунтовые дороги в прифронтовой полосе, проходящие параллельно линии фронта — Авт.). Это все наши специалисты. Инженерный состав организаций, которые подчинены Государственному агентству восстановления и развития инфраструктуры Украины, на 40–50% — выпускники нашего университет", — говорит проректор.
В Украине есть только два профильных вуза автомобильно-дорожного направления: ХНАДУ и Национальный транспортный университет.
ХНАДУ — один из трех вузов Украины, вовлеченных в украинско-американский инфраструктурный проект восстановления Украины (Rebuilding Ukraine). На базе харьковского университета создан центр подготовки специалистов дорожной отрасли, зарубежные партнеры передают университету дорогостоящее геодезическое оборудование, дорожно-строительные машины, где будут обучать студентов, чтобы в дальнейшем отстраивать мосты и магистрали.
"У меня простой вопрос — нужны ли такие специалисты Украине? Наши партнеры из США, например, понимают ценность ХНАДУ для будущего послевоенного восстановления. А мы?" — говорит Анжелика Батракова.
Похоже на уничтожение
В Службе восстановления и развития инфраструктуры Харьковской области (бывшая Служба автодорог) пытаются остановить уничтожение ХНАДУ. Руководитель Службы Андрей Алексеев — выпускник автомобильно-дорожного. Его беспокоят намерения Министерства образования об укрупнении альма-матер, ведь есть единичные примеры уничтожения вузов, в частности в Харькове.
"ХНАДУ — это не только дороги, мосты, автомобили. Это АТП, логистика, перевозки, механики — полный комплекс автодорожных работ. Мы потеряем людей, которые смогут работать на заводах, которые смогут рассчитать пассажиропоток, количество транспорта. Мы уже потеряли Университет строительства и архитектуры как столб институциональной памяти инженерии. Да, мы его потеряли, надо признать, до свидания. ХНАДУ — это еще один кусок институциональной памяти. Не в обиду Киеву, харьковчане с дипломом автодорожного всегда "выигрывали". Причин для объединения нет. Вот их просто нет. Это выглядит как уничтожение. Сейчас люди, задействованные в работе автотранспортных предприятий, логистике в Харьковской, Полтавской, Сумской областях — в большинстве своем представители инженерных профессий, выпускники ХНАДУ. Где мы возьмем после войны специалистов для машиностроительных заводов? Как станем строить дороги и мосты, фабрики? Это все ХНАДУ", — сказал KHARKIV Today Андрей Алексеев.
Он пытается остановить процесс объединения родного вуза, объясняет роковые последствия возможного слияния в Киеве.
Откуда родилась идея о "растворении" Харьковского автодорожного университета в другом вузе, пока неизвестно. Но резкие шаги в направлении сокращения харьковских вузов пока кажутся такими, что направлены на лишение города статуса столицы студентов. Харьков может перестать быть образовательным центром, но каким он станет?