Год тьмы. В Харькове собираются частично вернуть уличное освещение
В Харькове планируют вернуть уличное освещение — пока только на отдельные пешеходные переходы. Первая попытка освещать "зебры" оказалась неудачной, а опытом других городов Украины в мэрии пользоваться не хотят.
Света на улицах в Харькове нет с первых дней войны. Весной прошлого года это мало кого беспокоило, потому что комендантский час начинался с наступлением темноты, так что пешеходов было мало, и население Харькова тогда не превышало 400 тысяч человек. Сейчас в городе проживает более миллиона человек, движение на дорогах довольно оживленное и аварий стало больше.
Не видно даже с фонариком
Проблемы начались осенью, когда световой день сократился, начались массированные ракетные обстрелы, из-за которых город время от времени погружался в полную тьму. Если в обычный вечер спасало хотя бы освещение из окон и фонари над магазинами, то во время блекаутов Харьков уходил в полную темноту.
За эти месяцы увеличилось количество аварий с участием пешеходов. По данным Патрульной полиции, за январь 2023 года таких ДТП произошло вдвое больше, чем за январь 2022-го. 80% аварий приходится на темное время суток. Часто подобные аварии заканчиваются смертью пешехода. 26 января на проспекте Героев Харькова автомобиль насмерть сбил женщину, шедшую по проезжей части, 14 января на Сумской автомобилист сбил мужчину на пешеходном переходе — к счастью, пострадавший выжил.
Аварии часто происходят на проспектах Гагарина и Героев Харькова. Это длинные многополосные магистрали, которые пешеходу трудно пересечь "одним махом". На Героев Харькова есть станции метро с подземными переходами, но люди часто игнорируют их и идут напрямик. На проспекте Гагарина подземных переходов нет, а наземные расположены довольно далеко друг от друга.
В темное время суток большинство харьковских пешеходов подсвечивают себе дорогу фонариками, но и это не спасает.
"Когда человек переходит дорогу, он этим фонариком светит себе под ноги, чтобы не упасть, поэтому мне с машины его вообще не видно. Мало кто поднимает фонарь вверх и делает знак, что он собирается переходить. А еще у харьковских водителей появилась глупая привычка включать дальний свет, и в этом случае я тоже могу не заметить, где там кто встал на пешеходный переход, потому что меня ослепляет", — рассказал KHARKIV Today водитель Михаил Литвиненко, который каждый день возвращается домой из центра на Холодную гору во тьме.
Осенью полицейские попытались решить проблему, раздавая пешеходам светоотражающие ленты. Купить такие ленты и браслеты можно и самостоятельно в хозяйственных отделах супермаркетов, строительно-хозяйственных магазинах и во многих интернет-магазинах. Но массово их в Харькове так и не стали носить.
Свет на пешеходных переходах
В горсовете в ближайшее время планируют установить освещение хотя бы на пешеходных переходах. Один такой эксперимент уже провели на Сумской, но он оказался неудачным.
"У областной военной администрации на Сумской мы уже проводили эксперимент с солнечной батареей, но он себя не оправдал. Не хватает мощности. Поэтому сейчас еще ищем несколько вариантов, в том числе рассматриваем аккумуляторы, чтобы подсветить пешеходный переход. Это очень важно", — рассказал городской голова Игорь Терехов.
В других областных центрах эту проблему принялись решать во время осенних блекаутах. Они устанавливают на светофорах устройства бесперебойного питания, которые позволяют обеспечить работу светофоров во время обесточивания и освещать саму "зебру". Такие инверторы уже установили на самых больших пешеходных переходах во Львове, Хмельницком, Ровно, Черновцах, Одессе, Николаеве и многих других городах. Изготовляют их, в том числе, и в Харькове.
"Это, фактически, бесперебойник уличного исполнения. От него можно все что угодно заживить. Инвертор, который мы устанавливаем, поддерживает, в том числе, возможность заряда от солнечных панелей, но он может и автономно работать до 8 часов. На рынке много предложений и без нас . Такие устройства установили уже во многих городах. В Киеве устройствами другого производителя оборудовали более 200 перекрестков. Мы в Харькове предлагали. Но нашу власть оно не интересует", — рассказал KHARKIV Today руководитель предприятия, производящего такие устройства. Свою фамилию он просил не называть, потому что еще надеется поладить с мэрией и снова предложить Харькову свою продукцию.
Тем временем города Украины возвращаются к уличному освещению. Дефицита электроэнергии в сети в последние недели нет, поэтому компания "Укрэнерго" сняла ограничения. Два дня назад фонари снова зажгли в Запорожье — их будут выключать только с началом комендантского часа. Этот город обстреливают не меньше Харькова. Восстанавливают уличное освещение и на Киевщине, недавно его снова включили в Ирпене и Боярке, в Киеве свет на улице выключали только во время тотальных блекаутов. В Днепре со вторника возобновили освещение парковых зон.
Харьковская область все еще остается тотально темной. В прошлом году в октябре была попытка частично восстановить освещение центральных улиц в Сахновщинской громаде, но эксперимент быстро закончился с началом ракетных ударов по энергосистеме. Сейчас, когда дефицита электричества уже нет, нужна только политическая воля и разрешение военных администраций, чтобы сделать вечернюю жизнь жителей области более безопасной.