Владимир Гриненко: "Если есть возможность отдать десятину на искусство — это радость"
Член попечительского совета Kharkiv Music Fest Владимир Гриненко рассказал, зачем богатые люди тратят деньги на музыку, как научиться играть на рояле, когда тебе за 40 и чего стоит заманить в Харьков звезд мировой сцены.
Посреди гостиной особняка Владимира Гриненко стоит рояль Steinway. Этот дом, по рассказам хозяина, строился специально для домашних концертов. На инструменте знаменитой фирмы уже успели поиграть такие звездные пианисты как Джордж Ли, Станислав Христенко. Сам хозяин пару раз в неделю садится за клавиши. Владимир Гриненко увлекся музыкой задолго до того, как войти в попечительский совет Kharkiv Music Fest.
"Сейчас мне очень нравится Бетховен"
— Владимир Александрович, с чего началось ваше увлечение академической музыкой?
— С посещения Большого театра в Москве. Сначала я просто слушал, потом решил начать играть по примеру моих друзей. Одна моя знакомая начала учиться, чтобы подать пример своим детям, и, глядя на нее, я сам начал потихоньку музицировать. Мне тогда было уже за сорок. Увидел у нее рояль ESSEX и решил себе тоже такой купить.
— Что вас вдохновило до такой степени, чтобы самому начать играть?
— Возможно, это было заложено с детства. Тогда родители не настаивали на музыке, а я отдавал предпочтение каким-то своим занятиям, играл в футбол. Я даже сочувствовал другим детям, которых заставляли музицировать. Сейчас я понимаю, насколько это полезно для развития личности.
В детстве я слушал рок, но сейчас я к нему не возвращаюсь. Все-таки там вибрации такие грубые, разрушительные. Классическая музыка созидательна.
— Как это изменило вашу жизнь?
— Я играю уже больше пяти лет. Благодаря этому я познакомился со многими музыкантами, познакомился с директором специализированной музыкальной школы Валерием Алтуховым и просто влюбился в него.
— У вас есть любимые композиторы, произведения которых вам нравится играть?
— Сейчас мне очень нравится Бетховен. Так совпало, что моя преподавательница, которая была ученицей Владимира Горовица, и учит меня из благодарности за то, что я участвую в делах школы, дала мне для начала Бетховена и Моцарта. Моцарта мне тяжело было освоить, а Бетховен остался в репертуаре. К сожалению, моя преподавательница добрая и не гоняет меня, а это мешает, я немного времени занимаюсь.
— Сколько времени в неделю вам удается посвящать музыке?
— Примерно два часа в неделю на уроки и еще два часа на домашнее задание. Если бы я занимался каждый день по часу, тогда мой прогресс был бы больше. Но я не останавливаюсь, это главное.
"Гонорар артистов составляет от 10 до 30 тысяч евро"
— Как появилась идея домашних концертов?
— Я строил дом специально так, чтобы проводить здесь концерты, представлял себе, что здесь будет стоять рояль. Когда я купил Steinway, маленький рояль решил подарить детям. Долго искал, кому его отдать, и так вышел на музыкальную школу-интернат. Тогда я с ними познакомился и решил уже подарить большой концертный рояль. Через два месяца в музыкальной школе стоял Steinway. А спустя месяц здесь, на домашнем концерте, я познакомился с известным пианистом Станиславом Христенко, который как раз на это рояле играл Чайковского. Он тогда и пригласил меня на концерты Kharkiv Music Fest .
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сергей Политучий: "Меценатство — это на 90% внутреннее дело"
Тогда я еще не думал, что буду участвовать в нем в качестве члена попечительского совета. Но уже в 2018-м году мы обсуждали артистов, которые должны были приехать на фестиваль в 2019-м году. Я с радостью согласился оплатить гонорар Джорджа Ли.
— Какое впечатление произвел на вас Джордж Ли?
— Конечно, они все очень вежливы, говорят, что им все нравится у нас. Сам по себе Джордж — как дитя, ему 23 года тогда было. Его личность раскрывается только тогда, когда он садится за рояль. Тогда понимаешь, что это уже взрослый, зрелый музыкант.
— Каков гонорар у артиста такого уровня?
— Я, честно говоря, боюсь об этом говорить, это такая специфическая информация. Станислав Христенко мне однажды рассказал о структуре этих гонораров. Есть первая категория музыкантов. Это — звезды из первой сотни, такие, как Евгений Кисин. Они достигли пика и удерживаются на нем очень долго. Их тяжело заманить на концерт. Чтобы они сюда заехали, это будет стоить 50 тысяч евро, 100 тысяч евро. Но этого мало, денег мало, нужны еще и рекомендации, нужен статус оперного театра.
Есть вторая категория: играют так же хорошо, но они еще не так давно на вершине. Третья — те, которые идут на вершину. Джордж Ли — хорошая третья категория или уже даже вторая. Здесь гонорар артистов составляет от 10 до 30 тысяч евро, но есть еще и какая-то скидка для Украины, они понимают, что это небогатая страна.
— У членов попечительского совета есть возможность повлиять на программу?
— Вмешиваться в репертуар музыкантов мы вряд ли сможем. У артистов высокого уровня, как правило, есть программа на год, они будет ехать с наигранной программой.
— Кто определяет главного композитора фестиваля?
— Этим занимается арт-директор. Это были довольно простые решения. Последние три фестиваля были посвящены Баху и Моцарту, этот — Бетховену, они приурочены к годовщинам.
— Как вы думаете, почему на определенном уровне благосостояния некоторые люди начинают вкладывать деньги в такие абстрактные вещи, как организация фестивалей, а не покупают себе вертолет?
— Радость дарения — это одна из составляющей жизни, но эту радость еще не все поняли. В природу человека, как мне кажется, заложено это стремление, и в природу бизнеса тоже. Оно часто отображается в виде десятины. Многие дают деньги на благотворительность, некоторые — на развитие спорта. Я сам лет 20 назад участвовал в развитии спорта, это был футбол. Но все-таки спорт — это война, соревнование, а искусство — красота и гармония, потому искусство лично для меня сейчас в приоритете. Если есть возможность давать десятину на искусство — это радость.