Возвращение на орбиту. В Харькове создают «мозги» для ракет и спутников всего мира
Ученые и инженеры предприятий нашего города создают системы управления для спутников и космических кораблей США, Китая и Индии. В годы Союза без разработок харьковских специалистов не обходился ни один космический проект – будь то запуск спутника или орбитальной станции. Отрасль, в которой четверть века назад было задействовано 32 предприятия города, теперь выживает не благодаря былой славе, а вопреки.
Колеса для лунохода и передатчик для первого спутника
Последние несколько лет мировая космическая отрасль переживает мощный подъем. К звездам стремятся не только государства, но и приватный капитал. Миллиардер Илон Маск, который является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем, амбициозно заявил о колонизации Марса. И глядя на успешные испытания его ракет, понимаешь, что реальное освоение галактики уже не за горами.
Из собственных источников «ХН» стало известно, что иностранные инвесторы сейчас живо интересуются разработками харьковских предприятий в сфере космоса и ведут прямые переговоры о международном сотрудничестве. Ведь в свое время в этой отрасли работало 32 предприятия города. Самые крупные и известные из них – «Хартрон», «Коммунар», завод им. Шевченко, завод «Электроаппаратура», Институт радиоизмерений…
«Колеса для лунохода, которые создали на нашем велозаводе, вообще не рассматривали как особое достижение. Ведь завод им. Шевченко, известный на весь Союз приемниками «Романтика», сделал для первого искусственного спутника Земли, запущенного в 1957 году, радиоприбор, передавший сигнал с орбиты, – с гордостью рассказывает пресс-секретарь общественного координационного комитета «Харьков ракетно-космический» Наталья Кажан. – А завод «Электроаппаратура», завод им. Шевченко и «Коммунар» создавали системы управления для космических ракет».
Все предприятия в первую очередь работали на военную и космическую промышленность, а товары народного потребления были для отвода глаз. Закрытые цеха, строжайшая пропускная система, запрет на выезд за границу – пол-Харькова трудилось на освоение космоса, хотя и втайне, усмехается Кажан, в прошлом кадровый работник завода им. Шевченко.
«Огромные цеха, которые тянулись вглубь предприятия на 2 км – это зачем, чтобы приемники делать? Нет, там создавали«мозги» и запчасти для баллистических ракет. И попутно аппаратуру для «слепой» посадки самолетов», – объясняет Наталья.
FED защищается от подделок нанотехнологиями
Однако большинство заводов, задействованных в космической отрасли 25 лет назад, сегодня переживают не лучшие времена. Некоторые предприятия благодаря успешным менеджерам находят заказы за рубежом, но целенаправленных космических программ в Украине нет, сетует руководитель компании FED (ПАО «ФЭД») Виктор Попов.
«Вообще удивительно: многие страны мира понимают актуальность космической отрасли и развивают ее, а в Украине сводят эту работу к нулю. Если сравнить ситуацию в нашей стране 5 лет назад и сегодня – в целом положение сферы ухудшилось. Мы к космосу обратились потому, что иностранные заказчики на международных конференциях увидели наши возможности. Сегодня работаем с КБ «Южный» в Днепре – делаем насосы для перекачки космического топлива на орбите с бака в бак, производим сложные электрогидравлические устройства и клапаны для ступеней ракет, есть совместные разработки в области локационных систем, сотрудничаем с КБ «Луч», – перечисляет Попов.
В прошлом году компания FED выиграла во Франции тендер международной компании ThalesGroup на поставку теплообменника для космического спутника. Агрегат аккумулирует энергию, выделяющуюся в процессе работы систем космического летательного аппарата. По своим техническим показателям прибор обошел теплообменники большинства других производителей, в том числе и лидеров рынка – немцев.Продолжают украинские производители сотрудничать и с Россией – международные санкции не распространяются на ракетно-космическую сферу. Но львиная доля заказов поступает сегодня от арабских стран, Индии и Китая.
«В Китай продаем лицензии, у нас есть совместные разработки и производство. В Поднебесной не просто поднимают промышленный сектор, а стремятся все производить у себя. Сегодня только ленивый не занимается высокотехнологичными отраслями, потому что они дают большой уровень рентабельности», – отметил глава FED.
Риск быть повторенными и превзойденными своими китайскими заказчиками есть, но пока харьковские ученые опережают азиатских.
«Мы создаем агрегаты на самом современном оборудовании, используем нанотехнологии – обработка деталей происходит на уровне микронов. С нашей технологией прибор работает, визуально такой же агрегат без нее – нет. И мы свои секреты оберегаем», – подчеркивает Виктор Попов.
Рывок в освоении космоса не случаен, объясняет руководитель компании FED, ведь последние 10 лет приватный капитал получил доступ к высокотехнологическим отраслям – космосу и вооружениям – ранее закрытых для бизнесменов. Сегодня гениальных миллиардеров, таких как Илону Маску, вкладывающих собственные деньги в освоение Солнечной системы, в мире около 10 человек. Среди них – американцы, канадцы, японцы, австралийцы и немцы. Российским и украинским толстосумам тратить средства на науку не с руки.
Участвуют в разработках для американского «Антареса»
Одним из лидеров космической отрасли Украины остается НПП ХАРТРОН-АРКОС ЛТД, создавшее системы управления баллистических ракет всех четырех поколений, в том числе «Сатана», ракет-носителей, спутников, транспортных модулей орбитальной станции «Салют», космического комплекса «Мир» и МКС «Альфа».
Сейчас на предприятии разрабатывают навигационную систему для ракеты-носителя на волоконно-оптических гироскопах (чувствительный прибор, измеряющий угловую скорость летательного аппарата) и акселерометрах (датчик ускорения), рассказал «ХН» начальник лаборатории теоретического отдела НПП ХАРТРОН-АРКОС ЛТД Юрий Кузнецов.
Ученые и инженеры предприятия сегодня сотрудничают с китайскими коллегами по программе освоения космоса, помогают проектировать системы управления ракетно-космической техники Поднебесной. Предприятие было главным разработчиком программного обеспечения малого спутника «EgyptSat-1» для египтян. Совместно с другими украинскими предприятиями харьковчане разрабатывают системы управления расходов топлива первой ступени американской ракеты-носителя «Антарес».