Музыка из полена. Музыканты группы Alkohol Ukulele учат детей делать необычные инструменты
В этом году на улицах Ужгорода, Винницы и других украинских городов дети, а также их родители увлеченно делали контрабасы из старых тазов и струнные из банок и палок под руководством музыкантов харьковской группы Alkohol Ukulele. Музыка должна быть ближе к слушателю – считают участники единственного в Украине укулеле-бэнда.
Палка, консервная банка, деталь от старого велосипеда или пластмассовый таз – музыку можно извлекать из всего, чего угодно, – уверен солист группы Alkohol Ukulele Юрек Якубов. В репетиционном подвале группы на Лопанской набережной уже можно делать музей необычных музыкальных инструментов.
Как сыграть на тазу
Вот диддли бо, традиционный инструмент. Мы не делаем никаких новаторских решений, он использовался афроамериканскими бэндами в то время, когда уже появились электрогитары, но денег на них еще не было, – рассказывает Юрек. – Инструмент состоит из чехла от микроскопа, который был выброшен в институте Мечникова, где я работал в 2001 году, это – кусок от дрына, с которым мой братец бегал вокруг облгосадминистрации зимой 2014 года, это эксцентрик – от велосипеда наших польских друзей, ключ от шифоньера, за которым я спал в детстве. Колки нашел на развалинах музыкальной школы в Чугуеве.
«Звезды» бэнда – два «тазобаса», так в Alkohol Ukulele называют контрабасы из пластиковых тазов и бельевых веревок. С одного из них все начиналось: музыканты просто увидели что-то подобное на старом видео. Тазобас и канджо-банджо из консервной банки стали теми инструментами, на примере которых Alсohol Ukulele учат украинцев «делать музыку».
Идея мастер-класса пришла в голову организаторам форума «Слобода-культ» год назад. Они увидели всю нашу кухню, загорелись и сказали: ребята, это же надо показывать, давайте сделаем мастер-класс, – вспоминает Юрек Якубов. – Первый мастер-класс был в Виннице, мы играли на фестивале еды. Некоторые вещи подготовили заранее – понятно, что люди не будут ждать полтора часа, пока ты просверлишь все отверстия. Сборка тазобаса занимает минут 40.
Мастер-класс оказался невероятно популярным в основном среди детей, и осенью Alkohol Ukulele планируют запустить еще одну серию – на этот раз в Харькове.
Мы будем расширять линейку того, что мы делаем с детьми, потому что надо показывать разное. У нас же очень узкие представления о музыке. В Харькове есть бардкор – люди с гитарами, в последнее время только начались духовые оркестры, туда-сюда привыкли к академической музыке, есть рок-группы, хотя я ненавижу эту формулировку – она обозначает все, что угодно. А о музыке каких-то других видов, уличной музыке, знают неглубоко, – говорит Якубов.
Песни про Кернеса и ЖКХ
Бэнд собрался вместе меньше двух лет назад. До сих пор это единственная группа в Украине, которая делает ставку на укулеле. Все начиналось с дружеских посиделок – и некоторое время продолжалось перепевками американской кантри- и блюз-классики.
Мы год существовали без репетиций на этом американском традиционном материале. Концерты происходили так: я за день до выступления присылал плейлист на «Ютубе». Мы приходили на благотворительный концерт, собирали деньги детям переселенцев – за год нас позвали на шесть десятков концертов. И к концу прошлого года мы решили, что надо, наверное, начинать прилагать какие-то усилия, – рассказывает солист группы. – Мы обзавелись директоркой и пишем альбом.
Свою музыку укулелисты называют социальной – поют о ЖКХ и плохих дорогах, а также о популярных в Харькове персонажах: Кернесе, Гамлете, Сергее Жадане.
Это о вечных проблемах человечества. Есть глобальные проблемы, а есть вечные. Глобальные – потепление, озоновый слой, голод опять же, а вечные – ЖКХ и Геннадий Адольфович. Музыкант не может быть ни аполитичным, ни асоциальным, – считает Юрек Якубов.
Как ни странно, «вечные харьковские проблемы» оказываются понятными и жителям других городов: ЖКХ везде оставляет желать лучшего, а вместо фамилии Кернес жители Винницы, Львова или Одессы просто просят подставить имена их собственных градоначальников.