В транспорт — без наличных: в Харькове в маршрутке можно платить смартфоном
Не дождались E-ticket в трамваях, зато можем платить за проезд в маршрутке через приложение. В городе проходит эксперимент: один из перевозчиков решил поставить в автобус систему для безналичной оплаты.
Больше не надо передавать за проезд. В 115 маршрутке появилась возможность заплатить за поездку смартфоном. Для этого нужно установить на него приложение. Пока что пассажиры не очень охотно отзываются на эксперимент, но перевозчик надеется, что минимум 30% из них откажутся от наличных.
Проехал 10 раз – получи "спасибо"
Автобусный маршрут № 115е — один из самых длинных в городе. Маршрутки курсируют между аэропортом и станцией метро "Проспект Гагарина". Здесь все, как и на других городских маршрутах: старенькие зеленые "Богданы", не очень чистый по зимней погоде салон, пыльные шторки на окнах. Но есть и отличие. В феврале в 115-х маршрутках появились объявления.
"Плати меньше за каждую поездку", — призывают пассажиров с плаката.
Для этого нужно установить приложение "Мій квиток", привязать к нему банковскую карту и платить смартфоном через терминал.
"Я пока что не видел, чтобы кто-то пользовался ими", — говорит водитель.
Валидаторы установили еще в прошлом году, а вот программа, которая позволяет через них платить за проезд, пока что находится на стадии тестирования. По словам директора предприятия "Авто-ОВИ" Валерия Дробушко, смартфоном платят за проезд не больше 5-7% пассажиров. Он планирует довести это количество до 30-40%.
"Мы установили такие же валидаторы на автобусах, которые идут в Степанки через Малую Рогань, но там нельзя сделать анализ, потому что это все-таки деревня, там нет такого пассажиропотока, едут бабушки, у которых нет смартфона. Сейчас будем устанавливать на маршруты в Покотиловку и Бабаи", — рассказал Дробушко KHARKIV Today.
Пока что прямой выгоды от установки валидаторов и приложений для предприятия нет, говорит директор компании, для него это скорее — работа на перспективу. Все больше людей получают зарплату на банковские карты, поэтому и для пассажира, и для водителя поиск мелких купюр и монет стал проблемой.
Несмотря на рекламные обещания, пассажир пока ничего не сэкономит, если будет платить смартфоном.
"Пока мы пытаемся что-то где-то придумать, со временем что-то выстрелит. Например, человек 10 раз проехал по маршруту – надо ему спасибо сказать, пусть на 11 раз даром проедет", — рассказывает Валерий Дробушко.
В ближайшие три месяца, пока приложение тестируют, банки не будут брать комиссию с пассажиров за оплату через смартфон.
Где можно платить смартфоном?
Пока что в Харькове безналичный расчет есть только на двух автобусных маршрутах. В отличие от других украинских городов, это — частная инициатива, а не муниципальная программа.
Впервые платить за проезд картой или смартфоном начали пассажиры Киевского метрополитена в 2015 году. В мае 2017 года в Украине вступил в силу закон об электронном билете, и дело пошло во многих областных центрах, правда, первое время это касалось лишь оплаты проезда в метро, трамваях и троллейбусах. В Киеве только в прошлом году начали тестировать оплату проезда в маршрутах при помощи карты или смартфона. В столице, помимо банковских карт, подключают к оплате еще и "Карту киевлянина". Львов оснастил валидаторами для карт трамваи и троллейбусы, но в маршрутках такой способ оплаты за проезд тоже начали внедрять только в прошлом году и только на одном коммунальном маршруте.
Расплатиться банковскими картами сегодня можно в автобусах многих областных центров: Житомира, Ивано-Франковска, Тернополя, Луцка, Чернигова, Сум, Краматорска. В Одессе по банковской карте пускают только на фуникулер, а в Днепре — на один трамвай. В некоторых городах за оплату банковской картой и смартфоном дают скидку. Например, проезд в автобусах Житомира стоит 7 гривен, если платить наличными, и 6 — по безналу.
В Харькове 25 сентября 2020 года в метро начали ставить специальные валидаторы для оплаты проезда картами и смартфонами. Сейчас такие устройства есть практически в каждом вестибюле метро. А вот в трамваях и троллейбусах их нет и неизвестно, когда будут.
"Давайте мы начнем с метрополитена, оттолкнемся от чего-то, начнем апробировать здесь, а дальше посмотрим", — расплывчато пообещал Игорь Терехов.
Что касается автобусов, то ими занимаются частные предприятия, потому единой системы оплаты проезда в них не будет.
Автор: Елена Павленко