Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

В гостях у Курбаса и Кулиша: харьковчанка создала интерактивный сайт о доме "Слово"

Спустя почти 90 лет трагическая история дома “Слова” ожила в виде интерактивного сайта ProSlovo

Мебель из красного дерева, солярий на крыше и личный кабинет - кто бы не позавидовал такой жизни литературной богемы? В 1930-м году десятки поэтов, писателей и художников вытянули жребий с номером собственной квартиры, который они считали счастливым. И не подозревали, что он окажется смертельным, а этот период истории войдет в учебники литературы под названием “Расстрелянное возрождение”. Спустя почти 90 лет трагическая история “Слова” ожила в виде интерактивного сайта ProSlovo, который разработала нынешняя жительница дома Анастасия Ковалева.
Когда Харьков стал первой столицей в 1919-м году, жизнь промышленного города нужно было срочно преображать, чтобы доказать его культурное преимущество над Киевом.

“Харьков как центр пролетарской жизни нужно было противопоставить буржуазно-националистическому Киеву. Весь цвет украинской культурной интеллигенции сосредоточился в этот момент в Харькове. Самих харьковчан здесь было немного, в основном это были приезжие: одесситы, херсонцы, полтавчане”, - объясняет профессор Юрий Безхутрый, доктор филологических наук.

Жизнь в столице оказалась многим не по карману, поскольку цены на жилье были выше киевских. Писатели скитались в трехметровых кладовых с мышами и крысами, а рукописи хранили в кастрюлях.
Для Павла Тычины кроватью порой служил редакционный стол, где он спал на стопках газет.
Новость о создании жилого дома для творческой интеллигенции вселяла надежду на лучшие условия быта.
К примеру, здесь даже планировали создать общую столовую, чтобы творческие люди не разменивались на такие бытовые мелочи как приготовление пищи.
Дом “Слово” построили в конце 1920-х годов по проекту известного еще до революции архтектора  Михаила Дашкевича  в форме буквы “С”. Здание возвели по заказу кооператива литераторов.
                                               НЕ ШУМЕТЬ!
В 1930 году щелкнули задвижки чемоданов - первые жильцы начали раскладывать свои пожитки.
Теперь у писателей появились собственные кабинеты, а с соседями можно было вести утренние споры о преимуществе ямба над хореем.
Впрочем, соседство не всегда радовало жильцов дома. К примеру, Павло Тычина из 12-й квартиры любил работать в тишине, а его энергичный сосед сверху из 15-й, заядлый путешественник и охотник Майк Йогансен постоянно гремел: набивал патроны и носился со своими собаками по квартире.
Но ситуация разрешилась мирно - они просто поменялись квартирами.
По воспоминаниям Юрия Смолича, несмотря на свою экспрессивность, Йогансен в одной из ссор с женой в разгар спора схватил чашку, чтобы разбить вдребезги. Однако разглядел, что она дорогая, поставил на место, взял более дешевый вариант и классическим образом завершил скандал.
ТВОРЧЕСКИЙ СИМБИОЗ
Еще в большей мере, чем семейная, здесь кипела творческая жизнь. Ночью режиссер Лесь Курбас и драматург Николай Кулиш собирались под крышей дома “Слово”, а днем - театра “Березиль”.

“Писатель хотел быть в центре живой литературной жизни, которая была возможна в Харькове. Драматург Николай Кулиш приехал с Херсонщины. Ему нужны были друзья-единомышленники, театр, режиссер. И Лесь Курбас поставил здесь его пьесы "Мина Мазайло", "Народный Малахий"”, - рассказывает профессор.

Вспоминают, как статный Курбас всегда выходил из дома опрятным и ухоженным, а на Кулише даже новый костюм висел “как пожеванный мешок”.

“Майк Йогансен, неумолимый остроумник, говорил о них: КУ-лиш - КУ-рбас - одно “ку-ку”, только каждый из них - кукушка в гнезде другого”, - вспоминает писатель Юрий Смолич.

По легенде, они даже умерли творческим дуэтом: их расстреляли одной пулей с целью экономии.
ВИГВАМ С  ИНДЕЙЦАМИ И БАЛКОН-ХОЛОДИЛЬНИК
О детстве в доме “Слова” вспоминает сын драматурга Николая Кулиша Владимир. В своих мемуарах “Слово о Доме Слово” он рассказывает о любимых развлечениях мальчишек. С другими детьми они часто специально путали провода вызовов жильцов и вынуждали их выходить по ложным сигналам. Забаву пришлось прекратить, когда одного из писателей ударило током и взрослые вынесли проказникам приговор за проделки.
Как-то дети решили организовать столярную мастерскую возле дома, но планы резко изменились и в итоге получился импровизированный вигвам с дикими индейцами, разведенным костром и трубкой мира.
Возле дома часто крутились беспризорные дети, у них были другие развлечения. Функцию холодильника в то время выполнял балкон, где жильцы хранили свою еду. Беспризорники выжидали, когда в окне погаснет свет, чтобы залезть наверх и немного поживиться перед сном. Однако муза посещала большинство писателей строго ночью, поэтому нужно было запастись терпением.
БЕСШУМНЫЕ СТУПЕНЬКИ И СТЕКЛЯННАЯ САУНА
Здесь пытались создать все условия для плодотворной деятельности писателей. Многие, как и Тычина, не выносили шума во время работы. Для таких решили обить ступеньки войлоком, чтобы шаги соседей по ступенькам были бесшумными. Но там развелась моль и от благородной идеи пришлось отказаться.
Как рассказала KHARKIV Today сотрудница Харьковского литмузея Марина Куценко, в архивных чертежах даже есть план солярия на крыше дома. О нем говорится и в некоторых воспоминаниях как о стеклянном куполе, рядом с которым находились шезлонги и летние души.
Некоторые писатели стремились к лоску и роскоши. К ним относился Мыкола Бажан, квартира которого была обставлена мебелью из красного дерева.

“Владимир Кулиш вспоминал, как с другими детьми ходил слушать к нему радио, потому что тогда оно не у каждого было. Однажды не смогли его настроить, сделали из бумаги мяч и начали играть в этой меблированной комнате в футбол. Наверняка, что-то и перекинули. Зашел хозяин, мальчики насторожились, а он предложил им играть на двое ворот”, - рассказывает Марина Куценко, сотрудница Литмузея.

Среди всех писателей аскетичной обстановкой в квартире отличался Мыкола Хвылевой. Его жена считается прототипом главной героини новеллы Хвылевого «Кот в сапогах». На фотографиях она кажется несколько мужеподобной: в галифе, короткостриженная. Поговаривают, что она была чекисткой, но точных подтверждений этот факт не находит.
ВОЛНА РЕПРЕССИЙ
С самоубийства Хвылевого в 1933 году началась волна репрессий. Визиты НКВД участились, люди спали, что называется, на чемоданах, где уже были упакованы вещи на случай, если постучатся в дверь. Ночью прислушивались к каждому шороху и вздыхали с облегчением, когда звук доносился издалека.
Некоторые писатели-юмористы оставались верны своей творческой манере даже во время допросов НКВД. Когда Остапа Вышню обвинили в контрреволюционной деятельности и терроризме, он иронично заметил, что тогда ему также можно предъявить обвинения в изнасиловании Клары Цеткин.
В 1937 году после массового расстрела навсегда затихли голоса 33 жильцов дома “Слова”, среди которых Лесь Курбас, Николай Кулиш, Валерьян Подмогильный, Михаил Яловой.
ПЕВЕЦ АРКТИКИ
К числу репрессированных не принадлежит детский писатель Николай Трублаини, известный своим вкладом в развитие приключенческого жанра.
С поколением Расстрелянного возрождения его роднит такой же скоропостижный конец – 34-летнего мужчину настиг осколок бомбы на передовой во время Второй мировой войны, когда он решил заменить собой погибшего пулеметчика.
Неслучайно его имя определенное время носила 109-я школа – Трублаини обожал детей и даже организовал «Клуб юных исследователей Арктики» при Харьковском дворце пионеров, где часто проводили массовую игру «Полярные Робинзоны». Из центра города дети отправлялись на лыжах в Лесопарк, где разбивали палатки и проводили день так, будто они исследователи Арктики: с поварами, радистами и метеорологами.
Сам Трублаини 22-летним юношей попал в арктическую экспедицию на остров Врангель. В роли журналиста это сделать не удалось, и он тут же переквалифицировался в котельного дневального ради заветной поездки. Там он выполнял все обязанности и параллельно писал заметки, которые потом опубликовал под названием «К Арктике через тропики».
В ГОСТЯХ У ПОТОМКА ТРУБЛАИНИ
Уже 45 лет в доме «Слово» живет внучка писателя Оксана Малеева. В ее квартире висит портрет дедушки – в детстве ей читали сказки, написанные им. В памяти 57-летней женщины всплывает «Сказка про Наталочку та сріблясту рибку», посвященная его дочери. Она также хранит высохшую чернильницу Трублаини, его пожелтевшие письма с фронта и два затертых памятных значка, один из которых он получил «За Врангелевский поход Литке» в 1929-м году.
[vc_gallery interval="0"
images="152181,152183,152265" img_size="800x540"]

«Тогда северные экспедиции были темой номер один, как космос в 1960-х. Он загорелся идеей попасть на этот ледокол и даже бросил учебу в университете ради экспедиции», - рассказывает внучка.

По ее рассказам, в детском клубе он пытался воссоздать все профессии, необходимые в арктических экспедициях, организовывал встречи с полярниками и даже поездки за Полярный круг.

«У детей выходила своя стенгазета, работали радисты – все организовали так, будто они жили на ледоколе» - делится воспоминаниями своей бабушки Оксана Малеева.

По ее словам, он так любил детей, что даже поменял по их просьбе концовку романа «Шхуна «Колумб», где главная героиня Люда остается в живых.
САЙТ ProSlovo
Оживить и напомнить об истории дома решила харьковчанка Анастасия Ковалева - создатель интерактивного сайта ProSlovo.

"Я с пяти лет живу в доме "Слово". Это бывшая квартира Наталии Забилы, украинской детской писательницы", - рассказала Анастасия об идеи создания сайта, которая возникла у нее два года назад.

Теперь узнать, в какой квартире жил Остап Вишня или Мыкола Хвылевой можно с помощью интерактивной 3D-карты.
В основу проекта легли оцифрованные архивные данные, предоставленные Харьковским литературным музеем, а также информация из открытых источников и сведений литературоведов.
Также на интернет-ресурсе можно ознакомиться с фрагментами воспоминаний и публикациями литературных деятелей. Сайт оснащен перекрестными ссылками. С их помощью пользователь может получить дополнительную визуализацию харьковских локаций прошлого века, которые упоминаются в произведениях писателей.
Сайт уже продемонстрировали в Центре украинских студий имени Николая Зерова, который базируется в Университете им. Монаша в Мельбурне. Там адъюнкт-исследователь от Института литературы НАН Украины Дмитрий Есипенко рассказал австралийским студентам о возможностях изучения украинского языка и литературы в сети.

"В области цифровой гуманистики (Digital Humanities) пока что очень мало проектов на основе украинского материала. Среди немногих качественных попыток представить и проанализировать литературное наследие можно вспомнить такие сайты как "Портал Шевченка", "Уявна мапа літературного Львова". Мне больше всего нравится визуализация самого дома с опцией выбора конкретного дома – знакомства с ее жителями, их биографией и фотографиями. Такая возможность не всегда присутствует в DH-проектах", - отметил исследователь.

Анастасия Ковалева продолжает наполнять проект и планирует его презентовать в Киеве и Львове. Сейчас она практически завершила работу над визуальной частью.
Автор ProSlovo признается, что изначально сама мало что знала об истории дома, в котором жила. По мере работы над проектом она открывала все больше фактов и подробностей, которые погрузили ее эпоху того времени: яркого, но беспощадного.
Как писал KHARKIV Today, в июле в Харькове проводили съемки художественного фильма "Дом Слово", сценарий к которому написал Тарас Томенко и Любовь Якимчук.
Тарас Томенко также снял документальный фильм "Дом Слово", который вышел в прокат в ноябре 2017 года.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.