Сюрпризы нового Избирательного кодекса Украины
На этой неделе народные депутаты приняли в первом чтении Избирательный кодекс, который с большой вероятностью вступит в силу в представленной редакции. Это можно только приветствовать, так как необходимость избирательного кодекса обсуждается с начала 2000-х годов. Однако сам кодекс является всего лишь сводом законов и унификацией процедурных положений, относящихся к организации выборов. Он не сможет автоматически предотвратить все негативные явления, которые сопровождают выборы в Украине.
Чего же стоит ожидать простым избирателям? Главное нововведение в Избирательном кодексе - система с открытыми региональными партийными списками. Суть ее в следующем. В день выборов избиратель голосует дважды в одном бюллетене: один голос он "отдает" за партию, а другой - за конкретного кандидата в списке этой партии. Партийные списки будут региональными и для каждой области уникальными. При этом кандидат от партии может быть только лишь в одном региональном списке. Депутатами становятся лишь те кандидаты, которые набрали в своем регионе наибольшее количество голосов избирателей в партийном списке, при условии, что на национальном уровне сама партия преодолела проходной барьер. Кстати, в кодексе предполагается уменьшение проходного барьера для партий до 4%, что потенциально увеличивает шансы на попадание в парламент новых партий.
Интересно, что такая же система выборов вводится для выборов в областные и городские советы, которые должны состояться в 2020 году. Кроме этого, на местных выборах станет возможным формирование списков из независимых кандидатов. Это позволит избирателям выбирать списки местных лидеров общественного мнения, которые не примкнули ни к одной политической партии. С одной стороны, это альтернатива партийной монополии на выдвижение кандидатов, с другой, может стать условием для феодализации регионов.
Теперь о сюрпризах. При голосовании за партию или кандидатов в бюллетенях придется ставить не привычные для многих значки "+" или "V", а вписывать порядковые номера партий и кандидатов в списках. При этом если партия или кандидат в списке идут под номером до "10", то в первом квадрате нужно обязательно писать "0". Можно только себе представить, сколько ошибок могут сделать избиратели, особенно люди преклонного возраста. Пожалуй, информационная кампания для избирателей с разъяснением о порядке голосования точно не помешает.
Интересно, что в кодексе предусмотрено размещение стендов с информацией о партиях и кандидатах в кабинах для голосования. Я лично не представляю, как в кабине метр на метр можно поместить стенд? И надо же не забыть и о самом голосующем. На мой взгляд, разумнее сделать информационные альбомы о партиях и кандидатах, которые проще поместить в тех же кабинах. Тем более что сделать это можно дешевле, чем изготавливать сомнительные стенды.
И на завершение. К сожалению, несмотря на принятие кодекса и системы с открытыми региональными списками, определяющими факторами на предстоящих выборах снова станут огромные денежные средства и административный ресурс. Скорее всего, не исчезнут и такие негативные явления как денежная покупка голосов, разноска продуктовых наборов и применение административного ресурса. Поэтому, важно понимать, что избирательная система существенно не может изменить ни качественный состав парламента, ни политическую конфигурацию в стране. Менять нужно собственную политическую культуру и отношение к политическим партиям. Ведь особых же усилий от человека не нужно, чтобы отказаться от гречки кандидата?