Возвращение на родину. Вагрич Бахчанян высмеивал совок в своих работах
Коллажи, рисунки, дневники… 10 ноября в Харьковской муниципальной галерее стартовала выставка живописца, писателя и «художника слова» Вагрича Бахчаняна, который покинул родной город почти полвека назад. В США наш земляк сотрудничал с писателем Сергеем Довлатовым, Йоко Оно и работал по 24 часа в сутки даже во время отпуска.
Искрометный интеллектуал и бунтарь Вагрич Бахчанян не имел аттестата зрелости, но постоянно занимался самообразованием, задавал тон в искусстве и запомнился современникам чувством юмора и меткими афоризмами в адрес совка.
«Вагрич бросил школу в седьмом классе – рано понял бесполезность формального советского образования, но продолжал учиться всю жизнь, много читал – в нашей нью-йоркской квартире стояло 10 книжных шкафов. Он удивлял дипломированных специалистов – досконально знал историю искусства и историю литературы», – вспоминает вдова художника Ирина Бахчанян, которая специально прилетела ради выставки на родину мужа из Нью-Йорка и привезла его работы.
Она познакомилась с Вагричем в «Лектории» на площади Тевелева (сегодня пл. Конституции – прим. ред.), где в 1960-х кипела интеллектуальная жизнь города: выступали поэты, среди которых был и опальный Борис Чичибабин, шли обсуждения актуальных тем...
«Я тогда училась в школе, мне было 16. Вагрич – на 8 лет меня старше. Увидела, что люди, которые собирались вокруг него, буквально складывались пополам. Он был очень забавный человек. Так произошла первая встреча. Чувство вспыхнуло сразу – в ту же секунду», – с нежностью рассказывает вдова.
Вагрич в то время работал художником-оформителем – обставлял «красные уголки» на харьковских предприятиях, среди которых был и завод «Поршень». Художественное образование Бахчанян получил в Харьковской студии декоративного искусства, где преподавали Василий Ермилов и Борис Косарев. Наблюдения Вагрича за советской системой вылились в работы, которым не нашлось места на официальных вернисажах. Поэтому Бахчанян и его друзья решили не ограничиваться популярными в те годы «квартирниками» и организовали первую в Союзе неформальную выставку во дворике на Сумской, 28.
«Вагрич устроил выставку на свой день рождения – 23 мая 1965 года. Я тоже в ней участвовала со своими работами. Выставку не разогнали – не было тогда практики разгонять такого рода мероприятия. Поэты читали стихи, картины стояли вдоль стен… Кто-то даже успел снять фильм, но он впоследствии пропал», – вспоминает Ирина Бахчанян.
Их роман тогда был в самом разгаре: девушка ходила на занятия в школу, а после уроков ее встречал Вагрич. Потом влюбленные решили пожениться – и в 1967 году уехали из Харькова в Москву. Там Бахчанян успешно работал в «Литературной газете», но в 1974 году, в разгар «брежневского застоя», вместе с женой решился на эмиграцию.
«Это желание возникло естественно, – объясняет Ирина. – Времена были чудовищные: не было возможности выставляться, давила цензура, да и квартирный вопрос оказался неразрешимым».
Год Бахчаняны жили в Австрии – им помогал «Толстовский фонд», который опекал интеллигенцию, решившуюся на отъезд из Союза. Затем супруги перебрались в Нью-Йорк.
«Проблем выставляться в Америке не было, но многие течения, в которых было завязано большое количество художников, начали сходить на нет. Вагрич участвовал в этом всем, вместе с Йоко Оно, но это не дружба была, а профессиональные отношения. Он спокойно интегрировался и сотрудничал с Александром Генисом, Петром Вайлем, издавал с ними журнал «Семь дней». Дружил с группой, которая печатала эмигрантскую газету «Новый американец», в частности с Сергеем Довлатовым», – рассказала Ирина Бахчанян.
Довлатова и Вагрича связывала многолетняя дружба и взаимное уважение. Бахчанян был также знаком с поэтом Иосифом Бродским, но приятельских отношений у них не вышло, так как с Бродским очень тяжело было дружить – он всегда чувствовал себя мэтром, объясняет вдова художника.
Вагрич работал 24 часа в сутки, вспоминает Ирина. Даже когда отправлялся на отдых – на пляже собирал гальку и разрисовывал камни, создавая на гладкой поверхности непохожие лица. Идея заключалась в том, чтобы так разрисовать весь пляж. Но затея оказалась слишком глобальной. Впрочем, на этом художник не остановился.
«Рядом с пляжем росли кусты с длинными ветвями, и сильный ветер постоянно их колыхал. Вагрич окунал ветви в краску, и подставлял лист бумаги. А ветви уже самостоятельно рисовали, что хотели. Кроме работы и искусства он ничего не замечал. И когда не смог работать – тогда жизнь потеряла для него смысл», – с грустью отмечает Ирина Бахчанян.
Художник умер в ноябре 2009 года. Его работы, которые впервые публично выставляются в родном городе, можно посмотреть в Харьковской муниципальной галерее до 10 декабря. Эпиграфом к проекту «Вагрич Бахчанян – художник слова. Проект-реставрация» стала знаменитая фраза острого на язык художника: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».
Фото: Константин Чегринский, wikipedia.org и предоставлено Харьковской муниципальной галереей