С утра – у станка, вечером – за нотами. Как музыкант из Pur:Pur создал электробайк
Как мечта о создании вечного двигателя привела музыканта харьковской группы Pur:Pur Евгения Жебко к успешному стартапу по выпуску электробайков.
«Складываю кубики, а получатся домики»…
Создание электровелосипеда Mammoth Bike – это всего лишь один из многочисленных проектов Евгения Жебко, которого в Харькове многие знают как гитариста группы Pur:Pur, режиссера, композитора и фотографа.
– Проект и правда начался вообще не с велосипеда. Это сложно объяснимая штука, в моей голове с детства много идей всяких вертится, и моя, наверное, проблема, в том, что если я берусь за какую-то, мне очень сложно ее оставить. Порой начинаю складывать кубики, а получаются целые домики. И оставить эти идеи на уровне кубиков просто невозможно, даже если они неподъемные, – поясняет музыкант.
Путь к производству электробайков был долгим: все началось со сновидения десять лет назад. Тогда Евгению приснился не велосипед, а что-что наподобие мотора-генератора.
– Поскольку у меня есть привычка записывать интересные сны, я тут же записал все это в блокнотик. Я просто ходил, пытался искать в интернете, на что это похоже – так началось мое исследование, – рассказывает Евгений. – В итоге я выяснил, что это был магнитный однополюсный двигатель. Как только я понял это, меня это окунуло в какую-то среду альтернативной энергетики.
В голове музыканта-путешественника сразу же возникла идея создать некое транспортное средство с двигателем, который не нуждался бы в бензине или зарядке. Иными словами, Евгений мечтал создать вечный двигатель, который бы при движении транспортного средства подзаряжался самостоятельно.
– Тогда бы не пришлось искать розетки или таскать за собой дополнительные аккумуляторы. Всегда должна быть такая сверхзадача, которая может быть и не выполнима на практике, но она как путеводная звезда. Весь проект мы пытались к этому максимально приблизиться, – вспоминает Жебко.
Путеводная звезда в 2013 году привела Евгения на кафедру альтернативной энергетики ХАИ. Кроме того, выяснилось, что его двоюродный дедушка, который работал на «Хартроне», занимался разработкой электродвигателей.
– Мы два года с преподавателями кафедры пытались воссоздавать разные патенты. Параллельно с моим товарищем-конструктором начали проектировать первый прототип электробайка. И уже где-то два года спустя у нас с Гришей (Григорий Бондарь) появился первый прототип – мы закончили первую версию чертежей, и встал вопрос, что было бы неплохо попробовать это собрать. Мы нашли стандартный электродвигатель, стандартные мотор-колеса-контроллеры. Нам уже было интересно собрать велосипед, – говорит Евгений Жебко.
Рождение Mammoth Bike
Когда разрабатывались первые чертежи, Евгений Жебко активно гастролировал с группой Pur:Pur. Во время очередного перелета он придумал название своему будущему транспортному средству.
– Изначально мы хотели назвать его Escape Bike, потому что идея была такая: сбежать как бы из реальности. Я помню, что в салоне самолета стюардесса проходит мимо, и запихивает всем какие-то журнальчики рекламные, а я вижу на обложке журнальчика мамонта, – рассказывает Евгений. – Мама с мамонтенком, с огромными бивнями, и почему-то в этот момент в моей голове проскакивает электромотоцикл – он же так похож на мамонта! Так родилось название Mammoth Bike. И до сих пор в качестве логотипа мамонт с бивнями.
Первый прототип в проект электровелосипеда превращался постепенно. Разработчики долго исследовали фантастическую идею создания мотора-генератора, но параллельно с этим разработали версию девятискоростной коробки передач, собрали трехфазный электромотор «мотор-колесо».
– Проект из фантазии постепенно становился на ноги, и мы понимали, что можем сделать то, что работает и в чем есть смысл. Постепенно появлялось нечто цельное в виде электровелосипеда. Мы поняли, что для нас важнее сделать что-то, что будет нормально ездить, а не просто какой-то фантастический однополюсный мотор, – рассказывает Евгений.
В 2016 году он с командой единомышленников собрал первый прототип электробайка. Его себестоимость – полторы тысячи долларов.
– В итоге мы поставили немецкую коробку передач тоже с девятью передачами, как и на той, которую мы проектировали. Наша была максимально нерентабельна для производства, но ее можно было запатентовать, потому что было найдено оригинальное решение. Но производство – это процесс, когда у тебя ограниченный бюджет и нужно переставать быть фантазером, – резюмирует Евгений.
Четвертую версию электробайка разработчики решили протестировать. Видео выложили на YouTube-канале. За первые два месяца видео собрало 200 тысяч просмотров, а Евгений Жебко ответил на сотни писем.
Первая серийная модель
Осенью 2016 года с Евгением связался некий Данг из Торонто и сообщил, что хочет весной в Канаде организовать внедорожный прокат электровелосипедов и хотел бы купить несколько «Маммот Байков».
– Я открыл ему карты, что у нас готов только технический прототип и есть понимание, как мы хотим делать серийное производство. К весне 2017 года мы хотели выйти на производство каких-то минимальных серий. Он сказал: давайте пробовать, – вспоминает Евгений. – В середине ноября мы в какой-то панике начали пытаться собирать серийный байк.
2 января родился последний предсерийный образец, на основе которого разработчики сделали первое промо-фото и видео. А к марту Данг написал, что замораживает проект, поскольку лицензия стоит невероятных денег.
– Но мы таки собрали свой первый стапель, на базе которого уже могли делать серийную сборку. За это я Дангу сказал огромное спасибо. Наверное, он нас больше всего попинал, – говорит Жебко.
Затем ребята провели серию открытых тестов на своих электробайках в Киеве и Харькове, после каждого было анкетирование. После этого была контрольная ревизия модели, и за первый месяц – первые пять предзаказов. Первые пожелания пришли из Украины и США. Один велосипед – сборка и наладка – занимает около недели.
В 2018 году Евгений с командой производили уже два типа велосипедов: тяжелый – весом 56–58 килограммов, и легкий – 25–28 кг.
– Сам по себе расчет пробега – это не простое уравнение, которое учитывает большое количество параметров. Все зависит от того, как человек будет ездить и где. Поэтому конечный пробег колеблется на одной и той же батарее с одним и тем же зарядом от 50–60 км до 100–120 км. Если ты едешь по Лесопарку, например, когда рельеф неровный, то батарею можно посадить за 2–3 часа, если ездишь тихонько по городу, то двое-трое суток, – говорит Евгений Жебко.
Огонь, вода и медные трубы
Это был один из самых сложных и интересных проектов в жизни Евгения, который из фантастической идеи превратился в работающую бизнес-модель.
– Это тот случай, когда ты проходишь огонь, воду и медные трубы. Был период, когда у нас пропал сварщик. Мы нашли его, но все окончилось тем, что я стоял возле него пять суток, пока эти рамы не были собраны, потому что иначе они просто не были бы собраны. Это был хороший сварщик, и в Украине, к сожалению, с этим часто приходится сталкиваться, когда люди удивительно талантливые, но они не могут себя организовать. Им все время хочется убежать от выполнения каких-то обязательств. Это был тот случай. Я просто понял, что, если мы не закроемся вместе в мастерской и я не буду стоять рядом за станками и поморгать обрабатывать ему трубы, мы просто их не сделаем.
Евгений Жебко легко переключается со сварки рам на написание музыки. Говорит, тотальная смена занятий даже помогает реализации проекта.
– Это интересно: с утра ты копошишься в железках и за станками токарными или фрезеровочными, а вечером открываешь нотный редактор и пишешь ноты для симфонического оркестра, – говорит Евгений-музыкант.
Евгений-механик не оставил идею создать вечный двигатель. Но пока обстоятельства не складываются в пользу реализации этого фантастического проекта.