Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки с Андреем Парамоновым. Торгово-мануфактурное здание в Лопанском переулке

На углу Лопанского переулка и Рождественской улицы привлекает взор массивное здание, которое в среде любителей старины именуют не иначе как бывшее казино "Split". Заколоченные досками окна первого и второго этажей призваны оградить от его посещения, в других окнах уже давно выбиты стекла.

На углу Лопанского переулка и Рождественской улицы привлекает взор массивное здание, которое в среде любителей старины именуют не иначе как бывшее казино "Split". Заколоченные досками окна первого и второго этажей призваны оградить от его посещения, в других окнах уже давно выбиты стекла. 

Вряд ли сегодня это здание украшение города, да и строилось оно в свое время не для украшения, а для успешной торговли мануфактурой. С тех пор, как в 1849 году оптовую торговлю перевели из центра города за реку Лопань во вновь построенные купчихой Кузиной торговые Суздальские ряды, улица Рождественская стала желанной для каждой успешной мануфактуры империи — все стремились купить здесь дворовое место и построить удобное для торговли тканями здание. Так и получилось, что мануфактуры застроили своими торговыми зданиями большую часть улицы, особенно ту, которая прилегала к Благовещенской церкви и Суздальским рядам.

Торгово-мануфактурное здание на углу Рождественской улицы и Лопанского переулка. Фото: Сергей Козлов, 2020 год
Торгово-мануфактурное здание на углу Рождественской улицы и Лопанского переулка. Фото: Сергей Козлов, 2020 год

Можем ли мы себе представить, что было бы на месте этой серой громилы, которая является памятником архитектуры местного значения? Попробуем! В середине XIX столетия на углу Лопанского переулка и Рождественской улицы располагалась городская усадьба жителя Харькова статского советника Михаила Петровича Клобуцкого, имя которого сегодня в Харькове знает весьма ограниченное число краеведов и историков. Одни припомнят его верноподданнические стишки весьма слабого художественного содержания, другие - его конфликты с профессорами университета и особенно Каченовским, третьи - конфликт с генерал-губернатором князем Долгоруковым из-за докторского экзамена.

Михаил Петрович Клобуцкий родился в 1808 году в купеческой семье и в 1830 году окончил Императорский харьковский университет, преподавал в Харьковском институте благородных девиц с 1834 по 1861 годы, а также всеобщую историю и статистику в университете. С 1839 он преподает государственное право и защищает магистерскую диссертацию на тему "Исследование главных положений основных законов Российской империи в историческом их развитии". После чего утверждается адъюнктом, а с 1840 года экстраординарным профессором на кафедре законов о государственных повинностях и финансах. С 1841 по 1850 годы Клобуцкий был секретарем факультета, с 1843 года состоял депутатом Комитета по уравнению городских повинностей и оценке домов.

Титульный лист магистерской диссертации М. Клобуцкого, 1839 год
Титульный лист магистерской диссертации М. Клобуцкого, 1839 год

5 июня 1853 года он защитил докторскую диссертацию по юридическим наукам "О происхождении и пользе бумажных денег вообще и введении их в России". В рукописях остались его труды: "Законы о государственных повинностях и финансах", "О влиянии лесов в экономическом и финансовом отношении", "Взгляд на государственные кредитные установления в России" и др.

Усадьба Михаила Клобуцкого располагалась на весьма ограниченном пространстве, в ней не было ни малейшей возможности устроить даже маленький сад. Всю красную линию по Рождественской улице занимал деревянный дом на каменном подвальном этаже и с галереей внутрь двора. На деревянном этаже в семи комнатах жила семья Клобуцкого, а подвальный этаж сдавался внаем купцам и торговцам. В глубине участка располагался каменный двухэтажный дом по пять комнат на каждом этаже, при этом первый этаж занимали кухня и внушительных размеров баня с отдельным входом. Фасадом на Лопанский переулок должны были выходить каменные холодные службы, но они Клобуцким так и не были достроены, более или менее был готов только первый этаж, а второй более чем наполовину стоял без стен.

План дворового места статского советника М. Клобуцкого, 1872 год
План дворового места статского советника М. Клобуцкого, 1872 год

К началу 1872 года финансы Михаила Клобуцкого расстроились настолько, что он вынужден был продать усадьбу. Купил ее 9 июня 1872 года потомственный дворянин и землевладелец Изюмского уезда подполковник Авксентий Александрович Шидокирский. Уже в 1873 году он решил окончить начатые Клобуцким каменные службы, превратив их в двухэтажный каменный теплый флигель. Проект составил чертежник из штата епархиального архитектора Добрынин. Небольшой аккуратный флигель с отдельным выходом на Лопанский переулок сдавался в наем поквартирно. Первый этаж соединялся с кухней, а второй более обширный этаж соединялся со старым каменным домом.

Фасад каменного флигеля подполковника А. Шидокирского, проект 1873 год
Фасад каменного флигеля подполковника А. Шидокирского, проект
1873 год

Шидокирский проживал в усадьбе до конца XIX столетия. Видимо, после его смерти наследники продали ее крестьянке Марфе Сидоровне Пурцеладзе (в печатных источниках Пурцелядзе). На 1901 и 1909 годы эта городская усадьба оценивалась в 16650 рублей. Марфа Сидоровна владела этим дворовым местом и в 1915 году. Именно этот факт заставляет меня настороженно воспринять официальную дату постройки торгово-мануфактурного здания, которое предполагало снос всех построек внутри дворового места. Были ли средства на такую постройку у крестьянки и нужно ли ей было строить подобное сооружение? Можно предполагать, что здание вполне могло быть построено и после 1915 года.

Памятник архитектуры местного значения с 1980 года под охранным номером 409 еще в советские времена приписали авторству архитектора Александра Ивановича Ржепишевского на основании того, что общепринято считать его единственным архитектором, который работал с каркасом из железобетона при постройке зданий. Внутренние решения, тяготеющие к рационализму, и в целом любовь к постройкам в современном на тот момент железобетоне также считается исследователями творчества Ржепишевского, архитекторами-реставраторами и искусствоведами подтверждением того, что автором этого здания следует считать Ржепишевского. Однако ни одного официального подтверждения этому совершенно нет: ни проектной документации, ни сметы, ни упоминаний в прессе с указанием авторства — ничего. В таком случае резонно было бы говорить о предположительном авторстве Ржепишевского, но нет, большинство пишущих это прямо утверждают.

Между тем, рассматривая кандидатуры архитекторов начала XX столетия, работавших с железобетоном, как правило говорят об Александре Гинзбурге и Александре Ржепишевском, совершенно забывая об инженере Михаиле Ефимовиче Ройтенберге, который имел практический опыт работы с железобетоном. Вспомним хотя бы дома Розенфельда на Черноглазовской улице, которые строились под его наблюдением, или дом по улице Рымарской № 20 его авторства. К тому же его родной брат, Лев Ефимович Ройтенберг, владел в Харькове заводом по производству бетона и железобетонных конструкций. Одним словом, пока вопрос об авторе проекта этого здания открыт.

Торгово-мануфактурное здание на углу Рождественской улицы и Лопанского переулка. Фото: Сергей Козлов, 2020 год
Торгово-мануфактурное здание на углу Рождественской улицы и Лопанского переулка. Фото: Сергей Козлов, 2020 год

В советские времена до 1941 года здание использовалось для промышленно-показательной выставки ВСНХ УССР, после войны здесь размещалась протезная фабрика. А после того, как ему дали статус памятника архитектуры, здание закрыли на ремонт. Предполагалось, что после, в 1980-е годы, его будут использовать для художественного салона и в качестве выставочного зала. Будущее здания печально: скорее всего, оно будет уничтожено, несмотря на статус памятника архитектуры.

Автор: Андрей Парамонов.

Комментарии: 1

03 мая, 2020 - 14:38
Владимир.

Спасибо. Хорошая подборка материалов. Прошлое не достаточно сохраняется в облике Харькова. Жаль. Если не будет изменена историческая политика, и не будет сохраняться облик прошлого, мы не сможем восстановить идентичность своего развития...

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.