Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Завод Эдуарда Бергенгейма

Завод, производивший известную на всю Российскую империю плитку, сохранился до сих пор. Плитку тоже можно еще встретить в старых домах.

Есть люди, чья деятельность в имперские времена до сих пор приносит славу нашему городу. Один из таких людей барон Эдуард Эдуардович Бергенгейм. Его керамическая плитка до сих пор встречается в городах бывшей Российской империи и приводит исследователей старины в Харьков, поскольку на плитке стоит клеймо с именем города, где она производилась. 

Эдуард Эдуардович Бергенгейм, барон Великого княжества Финляндского, родился 17 января 1844 года в городе Або, в семье финляндского архиепископа. Детство провел в доме родителей, первое образование получил в родном городе. В июне 1863 года он окончил Финляндский кадетский корпус в городе Фридрихсгам по первому разряду с наименованием «отличнейший». Начал службу поручиком в лейб-гвардии Гатчинском полку с 1864 года. В 1866 году поступил в младший класс Николаевской инженерной академии, а в следующем его произвели в чин штабс-капитана Саперного батальона. В 1869 году Бергенгейм окончил Инженерную академию и переведен в число инженеров Одесского военного округа, но уже в 1870 году стал начальником дистанции на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. С 1876 года служил на Харьково-Николаевской железной дороге, где участвовал в постройке её Сумской линии. С 1882 года был причислен в запас по инженерному корпусу, участвовал в это же время в постройке Кременчуго-Роменской железной дороги. Состоял в 1887-1891 годах гласным Харьковской городской думы, а 11 февраля 1891 года вышел в отставку в чине подполковника.

Архиепископ Финляндский Эдвард Бергенгем и барон Эдуард Эдуардович Бергенгейм. Фото из открытых источников
Архиепископ Финляндский Эдвард Бергенгем и барон Эдуард Эдуардович Бергенгейм. Фото из открытых источников

Во время работы на железной дороге Эдуард Бергенгейм ознакомился с богатейшим материалом различных глин и у него созрела мысль устроить в Харькове завод гончарных изделий, особенно тех, которые привозили обычно из-за границы. Завод, основанный в Харькове в 1877 году по улице Кузинская, 7 (Залопанская часть города), первоначально производил кафельную плитку, черепицу, огнеупорный кирпич, терракотовые изделия. 

Бергенгейм посвятил своему заводу остаток жизни, все свои силы, беспрерывно работая над усовершенствованием технологии, увеличением ассортимента. Эксперименты с различного рода глинами привели к тому, что продукция завода стала значительно дешевле иностранных изделий, при этом ни в чем не уступала им в качестве. В 1887 году завод начал производить канализационные трубы, с 1892 года ― огнеупорные и кислотоупорные плитки для полов и тротуаров. В 1890 году Эдуард Бергенгейм построил новый заводской корпус, который сохранился до наших дней. Все проекты зданий военный инженер-капитан барон Бергенгейм составлял лично.

Прошение инженер-капитана Эдуарда Бергенгейма и проект одного из корпусов завода составленные им лично, 1890 год. Фонды ГАХО
Прошение инженер-капитана Эдуарда Бергенгейма и проект одного из корпусов завода составленные им лично, 1890 год. Фонды ГАХО

Одним из первых в Харькове Бергенгейм ввел электрическое освещение, 1 ноября 1890 года электротехническое заведение «Клюге и К°» подключило динамомашину фирмы Ольшевич и Керн (г. Киев). А 3 февраля 1891 года профессор Леонард Гиршман и электротехник П. В. Клюге проводили опыты по применению электричества в частном, домашнем пользовании. Опыты вызвали интерес и среди руководителей учебных заведений Харькова, которые также хотели ввести электрическое освещение. Были изучены несколько видов ламп «Zane-Fox» с силой света в 16 свечей и различного рода абажуры. Из всех видов ламп профессор Гиршман признал безвредным для зрения с белым матовым покровом. Присутствующие отметили, что лампы дают ровный немигающий свет, который позволяет без труда читать написанное карандашом на расстоянии более 4 метров. 

Глину для производства и каменный уголь (350 тысяч пудов в год) для шести печей доставляли по железной дороге из Донецкого бассейна. К началу XX столетия в 53 камерах в год обжигали до 1 миллиона штук огнеупорных изделий, до 75000 пудов канализационных труб и более 4 миллионов керамической плитки. Плитка завода была известна по всей империи: она встречалась в столицах и провинции, в царских резиденциях, усадьбах и особняках промышленников, коммерсантов, банкиров. Но особое распространение она имела в южных губерниях. Сложно найти здание в Харьковской губернии, построенное на рубеже столетий, где бы не использовалась плитка завода Бергенгейма.

Гончарные печи бывшего завода «Товарищества барона Э. Э. Бергенгейма», фото Вячеслава Горбоносова, 2020 год
Гончарные печи бывшего завода «Товарищества барона Э. Э. Бергенгейма». Фото: Вячеслав Горбоносов, 2020 год

Но не только производство и новые технологии были предметом заботы Эдуарда Эдуардовича Бергенгейма. Он стремился усовершенствовать условия труда рабочих на производстве: устроил больницу при заводе, школу для детей рабочих, кассу взаимопомощи, столовую для рабочих и общежитие для служащих. При заводе был огромных размеров сад, открытый для посещения рабочими в определенное время. 

Здания бывшего завода «Товарищества барона Э. Э. Бергенгейма», фото Вячеслава Горбоносова, 2020 год
Здания бывшего завода «Товарищества барона Э. Э. Бергенгейма». Фото: Вячеслав Горбоносов, 2020 год

Здесь же при заводе располагался и жилой дом, где жила семья Эдуарда Бергенгейма: супруга Эмилия Алексеевна и дети Алексей и Доротея. В частной жизни барон Бергенгейм был в высшей степени простым, обходительным и мягким человеком. Его замечательное трудолюбие вызывало удивление, а мягкость и справедливость сделали любимым всеми служащими на заводе.

Эдуард Бергенгейм скоропостижно умер в 9 часов вечера 16 марта 1893 года и был похоронен на лютеранском кладбище Харькова. 

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.