Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Паровозостроительный завод
Одним из символов Харькова, как крупнейшего промышленного центра бывшего СССР несомненно следует считать танк Т-34. Его разработали и производили на Харьковском машиностроительном заводе имени Малышева. Завод и сегодня производит танки и другую бронетехнику для украинской армии. История самого завода уходит в конец XIX столетия, и о том, что здесь будут производится боевые бронированные машины никто не мог предполагать, тогда он выпускал самые сложные в техническом отношении машины — паровозы.
В начале 1870-х Харьков начинает быстро развиваться как крупный промышленный центр юга Российской империи. Железная дорога создала условия для доставки самого передового оборудования и технологий, чем не преминули воспользоваться представители немецкой нации. Свои заводы в Харькове построили Мельгозе, Трепке, Гельферих, фон Дитмар, Бергенгейм. К концу XIX столетия Харьков становится столицей производства сельскохозяйственной техники и оборудования. Лидерство было за крупнейшим заводом Гельферих-Саде. Так продолжалось до 1897 года, когда Русское паровозостроительное и механическое общество не открыло свой завод в Харькове.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Григорий Гольберг — заводы, фабрики и храм
Работы по его учреждению и открытию начались еще в 1895 году, Общество искало подходящие земли для строительства завода. Харьковская городская дума отвергла минимум два предложения о продаже Обществу земли, и только мало застраиваемая городскими жителями ул. Петинская (ныне Плехановская) устроила обе стороны. Правда, часть земель находилась вне городской черты, приходилось договариваться с Харьковским уездным земством.
Для устройства Паровозостроительного завода было куплено 40 десятин земли. С севера завод подпирала городская выгонная земля и Кирилло-Мефодиевское городское кладбище, с запада — земли отчуждения Балашовской железной дороги, с востока и юга — городская выгонная земля.
И вот 21 августа 1895 года уполномоченный Русского общества паровозостроительного завода гражданский инженер Болеслав Георгиевич Михаловский представил план и проекты построек, которые предполагались к строительству в первую очередь. Всего было 11 зданий: сборная, пригоночная, котельная, кузница, колесная, красильня, машиностроительный корпус, литейная, склад моделей, модельная, склад сырых материалов и главный магазин, электростанция и паровые котлы.
Для нужд завода обустроили абиссинский колодец, располагавшийся у склада моделей. Детальный план построек инженер Михаловский подал на утверждение в строительное отделение Харьковского губернского правления 7 декабря 1895 года. Пройдет два года, и 24 декабря 1897 года фабричная инспекция будет осматривать постройки завода, к которым добавились: здание собственной амбулатории и больницы, жилые дома для директора и мастеров завода. Препятствий к запуску ХПЗ не было!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дом купца Рубинштейна по Мещанской улице
Первые 80 рабочих были приняты на паровозостроительный завод в августе 1895 года. Они прибыли из других промышленных центров империи и составили костяк профессиональных работников. Для них поначалу построили холодный сарай с отдельной кухней, а в последующий год каменную казарму. В первые годы предполагалось, что на заводе будут работать 8000 рабочих из числа местного населения. Каждый из них был на своих харчах и на обед им отводилось два часа. Завод работал в две смены: дневную и ночную с завтраком и ужином.
В первые годы существования завода руководство столкнулось с отсутствием достаточного количества грамотного рабочего персонала. С других заводов Общества в Харьков привезли кадровых рабочих, при заводе организовали учебные классы. Это в свою очередь потребовало и дополнительных непредусмотренных расходов. Недоделки и общую неустроенность заводских мастерских и бараков для рабочих большевики использовали в революционных событиях 1905 года.
С 1906 года Харьковский паровозостроительный завод начинает глобальное переустройство как своего технологического оборудования, так и социальной сферы. Основная проблема завода была в том, что он ни разу со дня основания не вышел на расчетное количество производства основной продукции – паровозов. Производительность составляла один-два в месяц. В первые годы переустройства число готовых паровозов достигло 50 в год. Благодаря заводу по улице Петинской проложили ветку электрического трамвая и создали трамвайное депо. Начинается строительство по Петинской нескольких зданий для служащих, рабочих и их семей. В купленном доме по Петинской, 73 устраивается школа для детей, пункт общественного питания, а также Харьковское общество взаимного вспоможения занимающихся ремесленным трудом.
Помимо паровозов, завод выпускает большое число наименований промышленного оборудования: дизельные и газовые и газогенераторные двигатели, в том числе до 8000 лошадиных сил; водяные насосы, компрессоры, генераторы четырех типов, прессы, паровые молоты, паровые котлы, паровые лебедки. Отдел земледельческих машин производил плуги, бороны, сеялки, жатки, конные приводы и молотилки. Одной из главных продукций завода стали снаряды для трехдюймовых орудий императорской армии. С началом Первой мировой войны их количество увеличилось в три раза и составило 600 тысяч в год. Кроме этого, с 1914 года завод освоил производство токарных станков для обработки снарядов.
В 1912 году ХПЗ строит новые корпуса. Вместо старых мастерских построили машиностроительный корпус и лабораторию, существенно увеличили котельный корпус. Перестроили меднолитейный, чугунно-литейный корпус и инструментальную мастерскую. В том же году для служащих завода возвели новый каменный трехэтажный жилой дом. В начале улицы Петинской был дом для рабочих, в котором устраивались танцевальные и театральные вечера, новогодняя елка для детей, организованы образовательные курсы.
До 1917 года завод сыграл одну из ведущих ролей в развитии промышленности и сельского хозяйства не только Харькова и губернии, но и всего юга империи. Он фактически стал самым крупным заводом Украины. Благодаря ему возросло число профессиональных рабочих, появились новые образовательные программы в технических учебных заведениях. А его потенциал стал основой для развития промышленности Советской Украины в 1920-30-е годы. ХПЗ положил основу для мировой славы машиностроительного завода им. Малышева.