Прогулки по Харькову с Андреем Парамоновым. Дом продавца тракторов Дмитрия фон Циглера
Кто бы мог подумать, что первый прообраз трактора в Харькове появился еще в 1881 году! Именно тогда потомственный дворянин Валковского уезда штабс-ротмистр в отставке Дмитрий Дмитриевич фон Циглер привез в Харьков для испытаний паровой плуг Говарда, который работал от локомобиля. Эта машина давала возможность вспахивать почву на большую глубину и увеличивала урожайность зерновых на 20%. Только крупные землевладельцы Валковского уезда использовали 18 паровых плугов Говарда, приобретенные у фон Циглера. Знакомство с ними приближало землевладельцев к приобретению полноценного трактора.
Дмитрий Дмитриевич не случайно занялся продажей паровых машин: с ними он познакомился еще в детстве в имении своего отца поручика Дмитрия Михайловича фон Циглера, который, выйдя в отставку, занимался сельским хозяйством в имениях Дмитриевка Валковского уезда и Варваровка Изюмского уезда Харьковской губернии.
Имения фон Циглера приносили хороший доход, как обычно в те годы основой экономики были водяная мельница, винокуренный завод и шинок на почтовой дороге, выращивание зерновых и конный завод. Но были и отличия. Недалеко находилось селение Левандаловка Валковского уезда (на сегодняшний день это часть села Перекоп Валковского района). В начале 1840-х годов ее владельцы майор граф Алексей Осипович Долон и полковник князь Сергей Александрович Щербатов основали механический завод, на котором изготавливали паровые машины, локомобили, паровые молотилки и другую технику для сельского хозяйства. Однако завод в Левандаловке не мог производить целый ряд деталей и потому харьковские литейные заводы Рыжова и Федотова делали для них изрядное число крупных частей, особенно барабанов для обмолота.
В Харькове первые паровые молотилки из этого имения были представлены на Троицкой ярмарке в 1847 году. Паровая машина в 4 лошадиные силы с маховым колесом приводила в действие молотилку, действие которой могли оценить в течение месяца несколько тысяч людей. Быстрота и чистота обмолота по тем временам была просто невероятной. Владельцы завода получили более ста заказов, а те, кто приобрел, принялись даже усовершенствовать эту молотилку, тем более, что она окупалась за два месяца.
Одним из покупателей паровой машины и молотилки был владелец имения Дмитриевка Валковского уезда Дмитрий Михайлович фон Циглер. Он совершенствовал их, выписывая более надежные запасные части из Великобритании и Германии. Так в имении родителя Дмитрий Дмитриевич фон Циглер познакомился с паровыми машинами. Выйдя в отставку, он, как и большинство передовых дворян, участвовал в деятельности земства, был депутатом в дворянском собрании, совершенствовал своё имение. Получив богатое наследство, он основал товарищество «Циглер и К°», купил в 1878 году у губернского секретаря фон Коссарта дом в Харькове на Екатеринославской улице № 9.
С точки зрения обывателя, это дворовое место было не очень удобным для проживания, но оно располагалось в начале центральной улицы города, здесь были конторы и представительства значительных торговцев и производителей. Собственно, фон Циглер и купил его для того, чтобы разместить там склад земледельческих машин и орудий. Помимо Харькова, товарищество «Циглер и К°» организовало склады земледельческих машин и орудий в Киеве на Крещатике, в Риге на Известковой улице, в Либаве на Александровской улице.
Размах деятельности Дмитрия фон Циглера основывался на его знаниях в области паровых машин и сельхозтехники. Для продажи он выбрал паровые молотилки и локомобили английского завода «Ruston, Proctor & Co», а жатвенные машины и сенокосилки американского завода «Walter A. Wood». Продавались здесь американские конные грабли, конные молотилки, веялки, сортировки, конные и паровые мельницы.
Фирма «Циглер и К°» существовала до конца XIX столетия, дворовое место по Екатеринославской улице №9, где располагался склад машин, будет продано потомственному почетному гражданину Роману Леоновичу Рубинштейну. Развитие фирмы стало невозможным из-за выхода на рынок мощных производителей сельскохозяйственной техники в Харькове, таких как Гельферих-Саде, Мельгозе, Трепке, а также появлением значительного числа конкурентов. В памяти же харьковцев останется показ парового плуга Говарда в 1881 году, испуганные лошади и обыватели, восхищенные взоры землевладельцев, которые до того оценивали свои экономии количеством пар волов.