НАПК проверит, где Светличная взяла деньги на рекламу в соцсетях во время предвыборной кампании
Нацагентство по противодействию коррупции начало проверку возможного нарушения избирательного законодательства при проведении предвыборной агитации и ее оплаты не из избирательного фонда народного депутата Юлии Светличной.
Основанием для такого расследования стало обращение координатора наблюдения Гражданской сети "Опора" за выборами в Харьковской области Николая Зинченко. Он направил в НАПК сообщение о выявленных в ходе наблюдения за выборами в 179 округе фактах нарушения избирательного законодательства. Так, на странице в Facebook "Юлия Светличная" были размещены материалы с признаками политической рекламы,профинансированные не из избирательного фонда тогда еще кандидатки. Об этом сообщили в гражданской сети "Опора".
В том числе, наблюдатели обратили внимание на два рекламных сообщения, размещенных на странице с 19 по 22 февраля. Они были промаркированы как политический контент и попали в Библиотеку политической рекламы соцсети. Согласно информации в "библиотеке", общие расходы на размещение этих сообщений составили 261 доллар, деньги поступили от общественной организации "Единство и развитие". Светличная — исполнительный директор в этой общественной организации.
Новоизбранному нардепу по месту жительства и в Верховную Раду НАПК направил запросы по оплате рекламы в Facebook, которая не отражена в конечном финансовом отчете об использовании средств избирательного фонда, а также общественной организации "Единство и развитие", где она занимает должность исполнительного директора, о предоставлении информации и копий документов об оплате рекламы на Facebook-странице кандидата.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спонсорами Светличной на выборах в Верховную Раду были жена экс-советника Райнина и бизнесмены из Харьковской области
Советник по юридическим вопросам "Опоры" Ольга Коцюруба подчеркнула: закон "О выборах народных депутатов Украины" не позволяет использовать собственные деньги партий и кандидатов и деньги из других источников для оплаты предвыборной агитации.
"Когда реклама кандидата в депутаты в социальных сетях оплачена неравнодушными избирателями, помощниками или общественными организациями, это уже нарушение законодательства. И хотя реклама в социальных сетях не закреплена законодательно как отдельный тип агитации, и оплата любых публикаций, содержащих призывы голосовать за кандидата, из любых источников, кроме официального избирательного фонда — нарушение избирательных стандартов. Например, равенства возможностей кандидатов, когда один кандидат использует законодательный пробел в свою пользу, и его агитацию оплачивают третьи лица, а другой ведет агитацию прозрачно, то фактически оказывается в неравных условиях. Равные возможности в проведении агитации и прозрачность финансирования кампаний — гарантии равенства кандидатов, установленные Кодексом надлежащей практики в избирательных делах Венецианской комиссии", — пояснила она.
Напомним, на агитацию в соцсетях Светличная потратила больше других кандидатов. Так, в Facebook активно велись минимум шесть страниц в ее поддержку, реклама на этих страницах стоила заказчикам 5851 доллар или примерно 158 тысяч гривен. За 10 месяцев работы на должности главы Харьковской ОГА в 2019 году она заработала более 355 тысяч гривен.
Как писал KHARKIV Today, 15 марта состоялись выборы народного депутата на 179 округе в Харьковской области. При минимальной явке избирателей она стала победителем на выборах. За 12 дней до голосования сняла свою кандидатуру кандидатка в нардепы от партии "Слуга народа" Виктория Алексейчук.