Наместники на земле: губернаторов назначат «вручную»
Верховная Рада отменила конкурс на должность глав областных администраций. Закон № 7126 возвращает Президенту право назначать руководителей ОГА, а также их заместителей без конкурса. Эксперты назвали новую законодательную норму откатом к временам Януковича. «Харьковская неделя» разбиралась, какие последствия закон будет иметь для региона.
Юлия Светличная стала первым и на данный момент единственным руководителем Харьковской облгосадминистрации, которого назначили после конкурса. Еще в 2015 году Петр Порошенко пообещал, что на должности категории «А» (служащие высших рангов) кандидаты будут назначаться после конкурсного отбора. Для этого в 2016-м была создана специальная комиссия по вопросам высшего конкурса госслужбы. Одним из первых она провела конкурс на должность главы Харьковской ОГА. Сама процедура и победа Светличной в то время вызвала много споров, но, похоже, обсуждать с общественностью свой выбор и даже демонстрировать, как он сделан, Президент больше не намерен.
Неподотчетны никому
Процедура назначения глав области после конкурса просуществовала чуть больше года. Система в свое время вызвала много нареканий как несовершенная и неотработанная. Конкурс проводили в два этапа: на первом кандидаты проходили компьютерное тестирование на знание законов, на втором – отвечали на вопросы членов комиссии, в которую входили чиновники и представители общественности.
В конкурсе Юлия Светличная обошла восемь других претендентов. Несколько из них так и не смогли поучаствовать из-за двусмысленной трактовки его условий. В частности, обязательным для кандидатов был опыт управленческой работы, но не было четко прописано, что эта работа должна быть в государственных органах. Из-за этого отказ в участии получил лидер городской фракции партии «Самопоміч» Тарас Ситенко.
– Несмотря на заявленную прозрачность и объективность, декларации о том, что в конкурсе будут иметь значение исключительно профессионализм и опыт, система даже не дала шанса для проведения настоящего состязания достойных кандидатов, перекрыв возможность участия в нем «неформатным» кандидатам, – заявил тогда политик в комментарии «ХН».
Система имела свои недостатки и ориентировалась не на новые кадры, а на бюрократический аппарат, однако, имела и свои преимущества. К примеру, жители области могли смотреть трансляцию собеседования и оценивать ответы кандидатов.
– Эта процедура была довольно несложной и не такой зависимой от общественности, как хотелось бы. Ее называли декоративной, но она хотя бы была, – прокомментировала конкурс и его отмену политолог Юлия Биденко. – Общественность, не имея большого влияния на назначения, могла хотя бы оценить кандидатов и сформировать о них какое-то общественное мнение. С точки зрения профессионализма, отмена конкурса не является чем-то решающим – остаются требования к профессиональным качествам. Закон размывает фундамент легитимности исполнительной власти – ведь возможность наблюдать за конкурсом повышала доверие к госслужащим.
Такая возможность открывала перспективу и для анализа деятельности госслужащего. К примеру, проанализировав планы Юлии Светличной, заявленные на собеседовании, можно было сделать вывод, что губернатор либо выполнила обещания частично, либо не выполнила совсем. Теперь такой возможности не будет.
Губернаторы возвращаются в политику
Новый закон возвращает Президенту право назначать глав ОГА самостоятельно, без конкурса. Согласно изменениям, губернатор, его замы, а также главы районных администраций больше не являются госслужащими, а значит, могут управлять ячейками политических партий на местах. Авторы законопроекта мотивировали перемены тем, что они возвращают конституционную норму: руководителей ОГА назначает президент после представления Кабмина, то есть – без конкурсных комиссий. Фактически закон отменяет реформу государственной службы и возвращает Украину в эпоху Януковича, когда руководители на местах были частью президентской вертикали власти, которую пытался выстроить предыдущий гарант. Откат назад признают даже эксперты, которые в целом одобряют переход на «ручное управление».
– С одной стороны, это делает процедуру назначения непрозрачной, и мы возвращаемся немного назад. Но это можно оправдать тем, что у нас напряженная ситуация в стране: есть внешняя агрессия, есть некоторый экономический кризис. Управляемость страны в таких условиях должна быть на высоком уровне, – полагает политолог Игорь Полищук.
Среди депутатов Верховной Рады закон не поддержали представители партий «Самопоміч», «Батьківщина» и Оппозиционного блока. Нардеп Алена Шкрум даже зарегистрировала законопроект об отмене внесенных поправок.
– Этот законопроект возвращает нас на четыре года назад, когда главы местных госадминистраций были «ручником» президента и должны были без лишних слов обеспечивать голоса на выборах, – возмутилась член комитета по вопросам государственного строительства.
Даже в пропрезидентском БПП нашлись противники.
– Закон отменил требование о разделении политики и государственной службы. Губернаторы и их заместители – как в старые добрые времена – вновь смогут заниматься политикой на государственной службе, фактически возглавлять предвыборные штабы президента и правящей партии на парламентских и президентских выборах, – считает нардеп Мустафа Найем.
Эксперты сходятся во мнении: Петр Порошенко уже начал готовиться к президентским выборам 2019 года. В этой ситуации председатели ОГА и главы районных администраций смогут возглавить президентский избирательный штаб, что даже без прямого привлечения админресурса (такие риски с принятием закона тоже повышаются) увеличит шансы Петра Порошенко на победу.