Егор Иштван: «Нам нужно взрастить увлеченных и образованных людей»
Преподаватель физики в вузе и робототехники в технической студии «Винахідник», организатор Дней науки в Харькове рассказал «ХН» о популяризации науки и обучении нового поколения изобретателей.
- Егор, вы занимаетесь популяризацией науки. Как с этим обстоят дела в Харькове? Харьковчане уже поняли, что наука может быть не скучной?
- В значительной степени популяризаторская деятельность науки в Харькове начала раскачиваться с организацией Научных пикников - ежегодным проектом, запущенным в Украине варшавским Центром науки «Коперник». Благодаря таким проектам жители города стали смотреть на науку по-другому. Позже я подключился и начал организовывать Дни науки с массовыми экскурсиями в исследовательские институты и музеи Харькова. За день у меня проходило от 300 до 800 человек, а это достаточно много. Сейчас в нашем городе работают два научно-популярных музея, поскольку научные музеи есть в каждом НИИ, недавно открылся еще один – истории компьютерных наук, появилось много научно-популярных школ для детей. К тому же, Харьков – университетский город, где очень много исследовательских институтов. Сейчас харьковчане любят посещать с детьми открытые научные мероприятия и понимают, что наука может быть интересной.
- То есть процесс популяризации науки направлен больше на детей и молодежь?
- На самом деле, людям любого возраста нравятся массовые научные мероприятия. Туда приходят дедушки и бабушки с внуками, активно общаются у стендов с электроникой, катушками Тесла, обсуждают вопросы дальнейшего развития робототехники. Ко мне как-то на занятия вместе с учеником приходил дедушка, в прошлом исследователь НИИ, он активно включался в процесс разработки нового робота.
- Насколько сложно детям даются такие серьезные знания?
- Для каждого возраста существуют свои методики преподавания, поэтому нет проблем с усвоением материала. В детской робототехнике конечно же мы не изучаем нейронные сети и особенности разработки искусственного интеллекта, где нужна более серьезная математическая и научная подготовка. Но освоить азы механизмов, которые необходимы для робототехники, начинать программировать с визуальных языков и перейти на текстовое, освоить основы электроники – абсолютно не проблема для детей начиная с 8 и до 12-14 лет. Просто нужно дозировать уровень сложности, чтобы знакомство с наукой проходило легко и увлекательно.
- По вашему опыту, сколько детей, которые начинают изучать науку, потом выберут ее в качестве своей работы?
- Я считаю, что занятия с детьми такими направлениями, как робототехника перспективно, даже если в дальнейшем они не пойдут в науку. Как минимум это расширение кругозора. Для более старших плюс к этому еще и получение элементов культуры мышления. Сколькие из них пойдут в науку? Смотря, что под ней подразумевать. Например, у меня есть знакомый, который не имеет специального высшего образования, но работает на фирму, которая создает компьютерные игры. В своих разработках они используют высшую математику и уравнения квантовой физики для большей реалистичности происходящего в игре. Когда я посмотрел, какие физические выкладки они используют, понял – они занимаются наукой, а результаты исследований не публикуют, а используют в коммерческом продукте своей IТ-фирмы. В этом плане я бы не сужал науку только до исследовательских институтов и обычных вузов.
Если правильно развивать людей, то они будут способны анализировать, исследовать и создавать новые знания в любой области. Робототехникой в Украине занимаются профессионально лишь несколько компаний и этому направлению пока не хватает людей с «горящими глазами», увлеченными своим делом. Поэтому я стал заниматься детьми – нам сначала нужно взрастить таких увлеченных и образованных людей.
- Исходя из повышенного интереса к этой сфере, не возникнет ли через 10-20 лет на рынке перенасыщенность новыми профессиями?
- В мире есть множество учреждений, которые обучают робототехнике, однако с каждым годом технологии устаревают. Поэтому первоочередной задачей обучения считаю необходимость развития навыков, которые помогут ребенку самообразовываться. Важно «научить учиться», как говорят классики педагогики. Поэтому я стараюсь обучать детей мыслить, анализировать и быть настойчивыми – это необходимые части важнейшего навыка человека в ХХІ веке – способности переобучаться.
- По-вашему, какие научные проекты или достижения в Харькове можно считать прорывом?
- Первое – открытие в Харькове KHackerSpace – технической площадки, которая дала старт развитию 3D печати в Харькове. Ребята популяризовали в Харькове электронику и 3D печать – сейчас 3D принтеры стоят практически в каждом ВУЗе города и у многих дома. Постоянные участия в выставках, организация экскурсий, реализация интересных проектов дали возможность познакомить множество людей с техническим творчеством и сплотить вокруг себя коллектив крутых специалистов. Вторая веха – открытие центра робототехники Boteon, где детей учат робототехнике. Сейчас он всеукраинский, но начинал с Харькова и это тоже значительный этап. Третий – всеукраинская техническая студия «Винахідник», которая сейчас активно развивается в Харькове и имеет прекрасное методическое обеспечение. Параллельно с этим можно сказать о Научных пикниках, Днях науки и Ночи музеев – эти массовые мероприятия харьковчане очень полюбили. Кроме этого, сейчас в Харькове открылся музей с инклюзивным доступом, это направление нужно развивать, поскольку украинское общество еще не готово делать комфортной жизнь людей с особыми потребностями.
Кстати, достаточно активно развивается движение «15х4» (начиналось оно в Харькове, а сейчас стало международным), где молодые ученые и специалисты интересно читают лекции по выбранной теме за 15 минут. Говорить о науке интересно у нас – большая проблема, но постепенно ситуация меняется.