Нажмите "нравится", чтобы читать KHARKIV Today на Facebook

Гжегож Колодко: Более-менее понятно, куда движется Украина, но ее ожидают сложности

Колодко называют одним из главных архитекторов польских экономических реформ.

Гжегожа Колодко называют одним из главных архитекторов польских экономических реформ. Он занимал посты вице-премьер-министра и министра финансов Польской республики при четырех правительствах.

Сейчас профессор экономики Колодко возглавляет исследовательский институт «TIGER» (Transformation Integration and Globalization Economic Research) в Университете Козьминского. На прошедшем в Харькове Четвертом международном бизнес -форуме он был хедлайнером.

Будучи министром финансов, Гжегож Колодко дважды выводил Польшу из кризиса – в середине 90-х и начале 2000-х, при этом он категорический противник «шоковой терапии», которую проповедовал Лешек Бальцерович. Колодко называет ее «шоком без терапии». Мы поговорили с профессором о том, какой он видит ситуацию в Украине.

- Господин Колодко, два года назад, на форуме в Москве, Вы сказали: «Черт знает, куда идет Россия». Что вы можете сказать об Украине, куда она идет?

- Сейчас ответить на этот вопрос легче, чем два или двенадцать, или двадцать два года тому. Я думаю, Украина, возможно, все еще не полностью, не на все 100%, но идет в направлении дальнейшей политической и экономической интеграции с Европейским сюзом. Я не говорю, что Украина присоединится к ЕС – это может произойти, а может и нет, это зависит от множества культурных, политических и экономических факторов. Это реалистично, возможно, но вовсе не обязательно. Я уверен, что культурные, политические и экономические отношения Украины с Европейским союзом в целом и странами на запад от Украины, такими как Германия и Польша, будут развиваться, в отличие от ситуации с Россией два года тому. Я думаю, более-менее понятно, куда движется Украина, тем не менее, ее ожидают сложности.

- По тому, как идут украинские реформы, на Ваш взгляд, какие шансы у нашей страны я не хочу сказать догнать Европу - осуществить эти реформы, преодолеть постсоветское наследие?

- Время идет очень быстро. Как вы знаете, прошло уже более 25 лет с тех пор, как Украина стала независимой после краха Советского Союза. Это зависит от того, как далеко мы смотрим в будущее. Чем дальше я смотрю в будущее, тем более оптимистически я настроен. Худшее для Украины уже в прошлом, и я не говорю, что Украина должна догнать самые богатые страны Европы, это недостижимо даже для Польши и Чехии, которые богаче Украины. Самое главное – стать на путь быстрого роста и сбалансированного развития и придерживаться этого курса. Структурные реформы и построение государственных институтов уже на достаточном уровне, чтобы Украина вышла на этот путь. Что имеется в виду под быстрым ростом? Хотя бы в два раза быстрее, чем в ЕС. Это все еще маловероятно, тем не менее процесс пойдет. Думая об Украине стратегически, можно сказать, что сейчас Украина не будет наравне с Австрией и даже Испанией, но это может быть в следующем поколении или даже позже. Насладиться ежегодным ростом ВВП в 5% и в конечном итоге уменьшить отставание (от стран Евросоюза-ред.) –вот ваша задача, и вы гораздо ближе к этому, чем два или три года назад, так как Украина делает успехи. Это зависит от реформ, макроэкономической политики и улучшения геополитической ситуации, чего мы ждем с нетерпением.

Инфляция все еще представляет проблему в Украине

- Часто реформаторы встречают жесткую критику и даже неприятие их действий. В частности, резкой критике подверглась экс-глава Национального банка Валерия Гонтарева. Что Вы можете сказать о ее политике?

- Я не настолько хорошо знаком со всеми деталями здешней политики, поэтому я не оцениваю действия конкретных политиков, а скорее смотрю на ситуацию с позиции общего направления построения институций, верховенства права, а именно нормативно-правовых норм, а также либерализации, способствующей развитию предпринимательства, и законов, ограничивающих определенный избыток частного рынка. Что же касается Национального банка, его основная задача противодействовать инфляции, которая все еще представляет проблему в Украине. И с этой точки зрения я считаю, что тот прогресс, который был достигнут на данный момент, не удовлетворительный, но в целом мы должны искать оптимум, то, что мы называем политическим миксом, а именно сочетания фискальной политики со стороны правительства, монетарной политики, валютной политики, политики в отношении процентных ставок, обязательные и основные резервы Нацбанка, при помощи которых происходит управление валютными резервами, которые очень малы в Украине – всего дюжина или около того миллиардов долларов, поэтому необходимо очень аккуратно вести денежно-кредитную политику. Тем не менее ситуация, конечно, улучшилась. Никто не застрахован от ошибок.

- Одна из основных проблем Украины – коррупция. Могут ли реформы совмещаться с коррупцией? Можно ли в принципе построить демократическое европейское государство, не преодолев коррупцию?

- Коррупции не должно быть. Не вдаваясь в детали, скажу, что раковая опухоль коррупции одна из самых больших сложностей для Украины.Честно говоря, нужно отметить, что были достигнуты огромные успехи, но борьба с коррупцией как «быть или не быть» для Украины, так как отсутствие прогресса за последние 20 лет легко объяснимы коррупцией. Это все еще своеобразный олигархический государственный капитализм с коррумпированной бюрократией, однако было бы несправедливо преувеличивать, что за последние годы не было сделано никакого прогресса в борьбе с этой болезнью. Но вы должны быть уверены, что, когда речь зайдет о дальнейшем сотрудничестве или интеграции с ЭС, всегда будет вопрос о реформах, связанных с борьбой с коррупцией, и жесткий контроль прогресса в этой сфере. То же самое будет касаться дальнейшего сотрудничества с МВФ в вопросах финансовой системы. Это является и должно быть в большой степени связано с тем прогрессом, который происходит в борьбе с коррупцией.

Борьба с коррупцией связана не только с политической ответственностью, соответствующими законодательными актами, но также с ментальностью – это вопрос культуры. Я помню, однажды оказался в другой бывшей советской республике. Это было в Ереване, Армения. И я был шокирован, когда професссор университета меня спросила, сколько стоит в Польше докторская диссертация? Я ответил, что это невозможно. «О, невозможно?! Интересно», – была ее реакция. Насколько я все-таки понял, в такой прекрасной стране как Армения каким–то образом возможно то, что непостижимо в другой прекрасной стране как Польша. Но нам еще далеко до идеала. Очевидно, что уровень коррупции гораздо ниже в Дании или Финляндии, в Норвегии или Швейцарии, чем в Польше или Словении, но мы боролись с коррупцией и олигархическими структурами, которые связанные с коррупцией.

Я могу с уверенностью сказать, даже не имея экспертных знаний, что уровень коррупции в Польше даже в 80-х, в социалистический период, был меньше, чем уровень коррупции в СССР. Самое важное – будете ли вы придерживаться цели и бороться с коррупцией, иначе вы не сделаете рывок и народ возмутится, будет против реформ, потому что он увидит: коррупция – это инструмент, с помощью которого небольшая группа людей может собрать сливки с возрастающей производительности труда, улучшающейся экономической производительности труда, эффективности капитальных вложений за счет большинства народа. Это то, что общество не принимает, и в этом вопросе я часть общества.

- В некоторых европейских странах, например, в Италии или Греции, тоже существует проблема коррупции.

- И я считаю, что именно это одна из причин, почему Греция переживает один из самых серьезных кризисов в ЕС, и этой проблеме еще далеко до разрешения, мы услышим больше плохих, чем хороших новостей из Греции в ближайшем будущем. Италия, возможно, представляет самую большую проблему для ЕС, так как это страна с большой экономикой. Греция – очень большая проблема, но маленькая страна, а Италия одна из самых больших стран ЕС. И я считаю, то, что на протяжении последних примерно 17 лет практически не было экономического роста в Италии, это все из-за недостаточной прозрачности и, возможно, из-за чрезмерной теневой и незаконной деятельности, коррупции.

Но это не должно стать для нас оправданием – что где-то есть кто-то такой же плохой, как и мы. Кто-то может сказать, например, в Египте или в Саудовской Аравии все гораздо хуже, если говорить о правах человека. Это не значит, что мы должны оправдать египетский режим президента Сиси или игнорирование прав человека. Просто постарайтесь максимально заниматься самоусовершенствованием и дождитесь, когда Transperancy International, которая определяет уровень коррупции в различных странах, поставит Украину на более высокую позицию, чем любую другую страну Европейского союза, которая в тот момент будет внизу рейтинга. Я думаю, это произойдет не через 2-3 года, но почему не через 10 лет? Скажем так, через 10 лет уровень коррупции в Украине будет меньше, чем в самых плохих странах ЕС. И это будет еще одним важным аргументом для Украины, чтобы постучаться в двери Европейского союза – мы лучше некоторых других стран в ЕС.

Украина должна иметь прагматичные отношения с Россией

- На пресс-конференции в KHARKIV Today Вы сказали одну весьма необычную и неприемлемую в данный момент для многих украинцев вещь, что Украине нужно иметь хорошие отношения с Россией. Что Вы имеете ввиду?

- Я знаю, что это очень противоречивый вопрос. Но я человек науки, поэтому мне все равно, что касается политкорректности. Я ищу научную правду, связи между событиями. Но когда речь идет об экономической политике, стратегии развития, я должен привязывать события к контексту. Частично это геополитический контекст, и зная, насколько крепки  экономические взаимоотношения между Россией и Украиной, даже более крепкие в этой части Украины, которая находится ближе к России, чем западная Украина, зная, сколько украинской  продукции идет на экспорт и насколько близко украинская промышленность сотрудничает с российской и сколько Украина импортирует из России, и конечно, принимая во внимание культурные отношения и историю, то для меня очевидно, что Украина должна была бы иметь самые лучшие отношения с Россией.

Очень сложно что-либо сказать после того, что произошло в 2014 с Крымом, восточной Украиной, но я знаю историю, я знаю мир, и я могу привести кучу примеров, когда ситуация между соседями была гораздо хуже, а сейчас она практически идеальна. Например, польско-немецкие отношения. Какое-то время назад было невозможно представить, что у нас будут такие прекрасные соседские деловые, дружеские, культурные, политические отношения с Германией, котрая была нашим врагом номер один в каком-то смысле. А сейчас дружеские отношения. Когда-то между США и Мексикой была война, а сейчас они обе в NAFTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой-ред.). Когда-то была война между Пакистаном и Индией, отношения стран до сих пор далеки от идеала, но им удалось каким-то образом их улучшить, потому что это основа, фундамент для нормальных соседских, дружеских, также экономических отношений.

И я уверен, что это (улучшение украинско-российских отношений-ред.) произойдет в будущем. Я пока не знаю, о каком будущем мы говорим – 5, 15 или 50 лет, но если я говорю, что я не вижу хороших отношений для Украины, точно так же я не вижу хороших отношений для любой страны, у которой плохие отношения с большим соседом. Бывает, что у нас плохие отношения с соседями, но если у вас плохие отношения с большим соседом, с которым существует возможность развивать экономические, политические, культурные, туристические отношения и другие, то прогноз на будущее не положительный. Поэтому если бы я был в Украине, я бы пытался найти способы, как максимально участвовать в многовекторном сотрудничестве с западом, но не использовать это как замену, альтернативу отношений с Россией, я бы не отворачивался от России. Я думаю, с самого начала, если бы в Украине и на западе, включая Польшу, были люди, а такие люди были, которые считали, что если Украина будет прозападная, то она должна быть антироссийская или критически настроенная по отношению к России, то это был бы неправильный, опрометчивый подход. Украина должна быть прозападная, если хотите, но при этом, и это возможно, иметь прагматичные рабочие отношения с Россией. Я не говорю о дружбе, может, через много лет, когда сменятся поколения, она настанет.

- Господин Колодко, я не буду просить Вас посоветовать что-либо нашему правительству, это и так часто делают, я спрошу Вас, нет ли у Вас вопросов к украинскому руководству?

- На самом деле у меня есть вопрос и нет на него ответа, вот именно поэтому у меня этот вопрос: что вы собираетесь с делать с олигархических аспектом вашей экономики и политики? То, что вы создали в Украине, значительно отличается от того, чего мы достигли в восточной и центральной Европе. Конечно, существует большое расхождение – у нас есть страны, которые справляются неплохо, как Словения, и гораздо хуже, как в Македонии, есть страны, которые в последнее время преуспели, например, Чехия и Венгрия, но ни в одной из этих стран в восточно-центральной Европе не существует такого олигархического влияния, как это происходит в Украине, что влияет на экономику и политику в стране. И вот как раз мой вопрос: как украинская политика будет решать эту проблему, неважно, кто будет президентом или какое будет правительство в стране? Я думаю, что нельзя достичь процветания, конкуренции, благополучия, счастья народа при слишком большом влиянии олигархов, как это происходит у вас в Украине. Это проблема, с которой нужно бороться. Легко сказать, сложно сделать. И по этой причине у меня такой вопрос, но я не уверен, что кто-нибудь на него мне ответит.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.