Берегись трамвая. Как городской электротранспорт угрожает харьковчанам
Проверки в харьковских трамваях и троллейбусах выявили многочисленные нарушения, которые угрожают безопасности пассажиров. Сотрудники коммунальных предприятий вместо того, чтобы заняться ремонтом подвижного состава, жалуются на давление и устраивают забастовку.
В субботу, 23 июня, в центре Харькова произошел локальный транспортный коллапс: трамваи 12-го маршрута остановились возле Госпрома, а троллейбусы подогнали прямо к 6-му подъезду здания, где находится офис управления «Укртрансбезопасности» в Харьковской области; туда также подтянулось несколько десятков сотрудников «Горэлектротранса» с плакатами. Место пикета было выбрано неслучайно: с начала июня инспекторы УТБ инспектируют харьковский электротранспорт, проверки закончились в Октябрьском и Салтовском трамвайных депо, а также троллейбусных депо №2 и 3.
В ходе этих проверок выявлены многочисленные нарушения в эксплуатации подвижного состава, которые влияют на безопасность перевозки пассажиров и даже пешеходов, – объяснили в управлении «Укртрансбезопасности» в Харьковской области. – В связи с этим в последнее время значительно увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий при участии городского электрического транспорта.
По данным предприятия, только за первый квартал 2018 года в Харькове зафиксировали 89 случаев сходов трамваев с рельс и обрывов контактных сетей, кроме того, произошло 51 ДТП с участием городского электротранспорта, в том числе пять наездов на пешеходов. «ХН» нашла в Едином реестре досудебных решений множество уголовных производств, открытых по факту наездов городского транспорта на пешеходов. Например, 12 апреля на ул. Гвардейцев Широнинцев троллейбус сбил женщину, в результате чего ей оторвало ногу – спустя два дня пострадавшая скончалась в больнице. 4 июня на ул. Москалевской трамвай переехал пешехода – медикам также не удалось спасти его. И хотя причиной трагедий теоретически мог стать и человеческий фактор, халатное отношение коммунальных предприятий к состоянию электротранспорта точно не повышает безопасности перевозок.
Как объяснил «ХН» руководитель «Укратрансбезопасности» в Харьковской области Евгений Шатохин, самое страшное, что коммунальные предприятия уже давно не проводили капитальный ремонт подвижного состава, хотя обязаны делать это каждые 10 лет.
Нарушения от самых маленьких до огромных – не проводятся капитальные ремонты, которые должны проводиться по истечении 10-летнего срока эксплуатации транспортного средства. Электрозащита током бьется, дворников нет, рукавиц нет и все остальное, – заверяет Евгений Шатохин.
После проверок в городском транспорте развесили объявления о том, что УТБ запретила эксплуатировать трамваи и троллейбусы, в которых выявили нарушения.
«Уважаемые пассажиры! В связи с необоснованным запретом на эксплуатацию подвижного состава по результатам проверки, проведенной управлением «Укртрансбезопасности» в Харьковской области, в ближайшее время предприятие вынуждено остановить работу маршрутов на неопределенное время. Приносим извинения за неудобства», – гласит объявление в салоне трамвая № 12.
Инспекторы УТБ настаивают, что команду о невыходе транспорта на линии не давали и называют объявления «самовольностью».
Мы выписываем предписания и отсылаем в Киев, – объясняет Евгений Шатохин. – Если Киев примет решение остановить транспорт, они нам пришлют уведомление. На сегодняшний день никакого предписания остановить горэлектротранспорт мы не давали. То, что сегодня расклеивают бумажки о том, что «Укртрансбезопасность» провела [проверки] и мы не будем выпускать [электротранспорт] на линию – это самовольность.
Митинг по разнарядке
В Салтовском трамвайном депо считают, что сейчас «состояние подвижного состава намного лучше, чем несколько лет назад и даже улучшен график работы транспорта», а нарушения, которые нашли в их работе, «незначительные» и не влияют на безопасность перевозок.
Разве непокрашенный поручень влияет на безопасность перевозки? Трамвай и троллейбус – это социальный, самый дешевый транспорт, которым пользуются граждане льготных категорий, пенсионеры, – заверяет замдиректора по эксплуатации Салтовского трамвайного депо Николай Павленко. – И если не выпустить подвижной состав на линию, кому от этого будет лучше? Ведь люди будут опаздывать на работу, маршрутки будут переполнены, а водители пассажирского транспорта останутся без работы.
В «Укртрансбезопасности» считают, что акция протеста коммунальщиков создала аварийные ситуации на дорогах, а работники транспортных предприятий отрабатывали разнарядку сверху.
Руководство указанных коммунальных предприятий вместо того, чтобы принимать меры по устранению нарушений, обязало своих сотрудников выйти на несанкционированный митинг в их рабочее время, – отмечают на предприятии. – И это тогда, когда в Харькове продолжается жаркая погода, а пассажиры вынуждены часами ждать на остановках общественный транспорт, который задействован в незаконных акциях.
Шантаж сотрудников трамвайных и троллейбусных депо пока ограничился однодневным пикетом. «Укртрансбезопасность» тем временем продолжает проверки.
Городская власть должна привести в порядок горэлектротранспорт и вопросов к ней не будет. Привязывать [выявление нарушений во время проверок] к тому, что мы выполняли какой-то политический заказ? «Укртрансбезопасность» не занимается политическими заказами, – заключает Евгений Шатохин.
Ветошь на колесах
Состояние городского транспорта и инфраструктуры в Харькове давно стало притчей во языцех. Подвижной состав давно себя изжил: по данным сайта «Харьков транспортный», средний возраст трамваев города – 23,4 года, 96,8 % вагонов прошли срок эксплуатации. Накануне Евро-2012 город за государственные средства купил несколько сотен троллейбусов, поэтому средний возраст этого вида транспорта меньше – 12,8 лет, а срок эксплуатации истек у 82,2 % машин (см. инфографику).
Как рассказывает «ХН» источник в транспортной сфере, срок службы для трамваев и троллейбусов составляет соответственно 18 и 10 лет. По истечении этого времени производитель не несет ответственности за работоспособность и пригодность к ремонту подвижного состава перед эксплуатационниками и пассажирами. Поскольку транспорт является источником повышенной опасности, руководители, которые принимают решения о продлении сверхнормативного срока службы, берут на себя повышенную ответственность.
В ближайшее время будет проведен конкурс на приобретение около 180 новых троллейбусов за счет кредита ЕБРР и Мирового банка, но почему-то никто не говорит о важности приобретения трамваев, – на правах анонимности рассказывает нам эксперт. – К сожалению, в Харькове с тех пор, как 10 лет назад были приобретены 10 новых трамвайных вагонов российского производства, новые трамваи не покупались. Город превратился в приемник Second Hand из Евросоюза. Пришло много трамвайных вагонов, которые в лучшем состоянии, чем работали у нас, но эти вагоны достигают 40-летнего возраста – это в два раза превышает нормативный срок эксплуатации. Дважды изношенным трамвайным вагонам не нужны средние ремонты, по ним плачет переплавка. Это техника, которая свое отходила и опасна для окружающих. В этом контексте претензии «Укртрансбезопасности» совершенно понятны. Конечно, плохо, что мы соблазняемся возможностью по дешевке купить электротранспортный Second Hand, забывая о необходимости развивать отечественное производство.
Источник также подчеркивает, что помимо обновления подвижного состава необходимо приводить в порядок инфраструктуру, которая на сегодняшний день находится в плачевном состоянии.
За последние годы путевое хозяйство было запущено, несмотря на усилия недавних лет по его обновлению, многое еще предстоит сделать, - утверждает эксперт. - Но если годами никто не ремонтировал рельсовый путь, то, понятное дело, сейчас навалились большие задачи, которые в одночасье выполнить трудно. Из-за того, что многие участки трамвайного пути находятся в разбитом состоянии, есть опасения, что современные трамвайные вагоны с низким уровнем пола, если их туда направить, чуть ли не брюхом будут цеплять выступающие элементы на трамвайном пути.
Вместе с тем, харьковчан возмущает не только плачевное состояние транспорта и инфраструктуры, но и отношение городских властей, которые вместо того, чтобы решать насущные проблемы, продолжают тратить бюджетные средства на дорогостоящие имиджевые проекты, необходимые для повышения их рейтинга.